Медиановости

10 июля 2006 11:45

Дмитрий Бавильский: Пушкареву в президенты!

Ну вот и свершилось чаемое миллионами! Катя и Андрей сыграли свадьбу, Екатерина Валерьевна Пушкарева благополучно поменяла фамилию, политически дальнозорко став Ждановой.

Многодневное, многосерийное хождение по мукам закончилось подробным исполнением желаний. Терпение и труд все перетрут, а справедливость, разумеется, восторжествует в финале. Как же без этого!

Долго ли, коротко, но до финала мы все-таки добрались. Самое интересное в "Не родись красивой" – даже не сюжет, но логика развития сериала, его эстетической составляющей. Если поставить рядом первые серии и последние (скоро появится такая возможность), можно невооруженным глазом заметить, насколько они различны. История, начинавшаяся вялотекущей мелодрамой, где-то на середине сломалась, превратившись в комедию положений, в бурлеск, в водевиль. Комикование нарастало и нарастало, пока, смешав карты, не превратилось в невообразимый постмодернистский капустник.

"Комедийность вторглась и утвердилась в сериале через преобладание театральных интонаций" Режиссер и сценарная группа нашли единственно правильную интонацию – говорить обо всем с беззаботным ерничаньем и подмигиваниями. Только слепой не мог заметить, что в сцене судьбоносного объяснения Кати и Андрея Андрей изъясняется словами Новосельцева из "Служебного романа" ("не перебивайте меня, я сам собьюсь"), а многострадалица Кира отыгрывает роль ревнивца Ипполита Матвеевича из "Иронии судьбы". Подобные приемы в постмодерне называются "оммажами" и "пастишами" (отсылками к первоисточникам) и никуда не ведут. Потому что у "Не родись красивой" собственная, незаемная судьба.

Это очень важно и верно, что сериал менялся вслед за жизнью, переваривая жизненные реалии… В сценарную топку что только не попало (разве только что не сводки новостей) – в том числе и актуальные звезды медиа и шоу-бизнеса от Анастасии Волочковой до "Братьев Грим". В этой изменчивости "Не родись красивой" перешагнул через рамки унылого коммерческого задания и стал самозарождающимся мифом о новой, между прочим, России.

В сериале менялось все, от луноокой Киры до провокатора Малиновского, от туповатого Зорькина до туповатого охранника Потапкина (мне кажется, у него обязательно должны возникнуть свои поклонницы). Менялась и Катя. Менялся и Андрей, которого жизнь то возносила до небес, то размазывала по стенкам производственного отдела. Неизменной оставались лишь корыстная истеричка Виктория Клочкова да Юлиана с ее непонятной любовью к Кате. Юлиана поддерживала замарашку на всех стадиях чудесного преображения, выполняя роль доброй феи из сказки про Золушку. А феям (как и любому "богу из машины") меняться не обязательно.

Комедийность вторглась и утвердилась в сериале через преобладание театральных интонаций. Телеэстетика сериала (крупные планы, статичные диалоги) оказалась побеждена невытравляемой тюзовщиной. Ближе к финалу, наблюдая за пластикой актеров, все чаще и чаще возникало ощущение, что ты смотришь инсценировку какой-нибудь пьесы Арбузова или Розова. Главным проводником этой эстетики (от произнесения слов до фиксации каждого своего шага, каждого многозначительного жеста) как была, так и осталась Нелли Уварова. Постепенно и остальные поддались этой заразе, подкрепленной сюжетным интонированием.

Не мытьем, так катаньем гадкий утенок превратился в энергичную бизнес-леди, которая не только коня Жданова остановила и горящую избу "Zimaletto" спасла от неминуемого разорения, но и попутно сделала еще кое-что. Например, карьеру в пиаре, открыла ресторан, так что теперь Екатерина Валериевна на драки-собаки уже не сама бегает за предложениями, но они просто-таки сваливаются на нее одно за другим. Пока ходила заморышем да жалилась женсовету, была никем и звали ее никак, но взяла она судьбу в свои руки и понеслась, кто ж ее теперь остановит, она же памятник всем нашим упованьям.

Ее пример – другим наука: на бога, мол, надейся, но и сам не плошай. Идеальная, между прочим, биография: отец – отставной военный, мама – Ирина Муравьева из Малого театра, где чтят и преумножают классическое наследие. Только в президенты! Благо выборы на носу, с преемником еще не определились, а по логике развития страны следующим (ну или через одного) главой государства обязательно станет женщина. Мне об этом вчера сама звездочка отечественного феминизма Рита Миллер намекала.

У Екатерины Валериевны есть для этого все основания и даже идеальный помощник – Николай Зорькин, которого, если что, можно премьер-министром назначить или, на худой конец, главой президентской администрации. Ну и темперамент у Пушкаревой-Ждановой соответствующий: если на чем таком зациклится – так своего обязательно добьется. И снобствующего ресторанного критика из-под земли достанет, и с представителем сексуальных меньшинств договорится.

Написал я как-то про эту чудесную девицу текст "Злая Золушка Катя Пушкарева" и точно напророчил. В последних сериях все и вовсе оказалось перевернутым с ног на голову. Можно было простить Катеньке, что когда она ушла со службы из Zimaletto, то напрочь забыла о девушках из женсовета, без которых, будучи секретаршей, не могла продержаться больше пяти минут. Девушки постоянно этому удивлялись, передавали Катеньке через родственников и г-на Зорькина всяческие приветы, но та – чу, словно бы воды в рот набрала. Потому как не нужно ей это в ту минуту было… Но когда она с такой же легкостью забыла про повара Мишу, который готов был для нее луну с неба достать…

Вы скажете, что у нее любовь великая и что никого, кроме Андрея Жданова, она на всем белом свете не видывала? Охотно верю. В психиатрии такие особи "циклоидами" называются – если заклинит на чем, то будут ходить по кругу, кол на голове теши, а дурь эту не выбьешь даже медикаментозными средствами.

Ну, хорошо, если ей Андрей один и дорог, то зачем же тогда хороводила Мишу-ресторатора, если только поматросить и бросить? Ага, скажете вы, забыть негодяя захотела, да не смогла. Охотно верю. Но Мишка-то тут причем? Использовала человека, как есть использовала. Съела до основания и выплюнула. Очень, между прочим, полезное качество для политика. В том числе и начинающего.

А то, что баба будет президентом, это как пить дать. Страна у нас такая. Вслед за Василием Розановым Николай Бердяев в статье "О вечно бабьем в русской душе" пишет о неизбывной женственности души русского народа: "У русского народа есть государственный дар покорности, смирения личности перед коллективом. Русский народ не чувствует себя мужем, он все невестится, чувствует себя женщиной перед колоссом государственности, его покоряет "сила".

Не только сама Россия – мать, жена, женщина, но и сам "русский народ" – "вечно бабий", ждущий, зависящий. Вот отчего у нас вся культура и построена по "женскому" принципу – посмотрите, кто ее главные герои. Есть, конечно, и пара мужиков, типа Онегина или Печорина (Живаго или Мелихова), но все они именно что "лишние люди".

Особенно заметна феминизация культуры-литературы в последнее время, когда общий контекст определяют персонажи типа Ренаты Литвиновой, Ксении Собчак или "иронические детективы" женской выделки. В реалити-шоу "Настоящий мужчина" десяток мачо учатся жить в париках и платьях, носить шпильки и пользоваться макияжем, а Верка Сердючка затмевает по популярности Аллу Борисовну.

История Золушки не зря является одним из фундаментальных архетипов современной цивилизации. В США он зовется "американской мечтой" и повествует о победах на социальном фронте, в России успешной оказывается безоговорочная капитуляция обстоятельств на личном фронте, вот и вся разница. Некогда самый читающий и самый коллективистский, российский человек, на глазах изумленной публики и всего прогрессивного человечества, стал самым что ни на есть ярым индивидуалистом. Отныне он ставит личное (семейное) счастье выше счастья других людей и даже мира во всем мире. Мы ведь ни в чем меры не знаем, как поведет в какую сторону, так пока до австралийских антиподов не дойдем, не успокоимся.

И тон в этом индивидуализме, как всегда у нас, задают берегини, лишь номинально прикидывающиеся зависимыми и второстепенными. На самом деле они давно на первых ролях, и не только на кухне, в воспитании детей и в церкви. Ночная кукушка уже давно всех перекуковала, нынче она кукует уже и днем, притом орет благим матом, только ее и слышно.

Вот почему руководство СТС поступило правильно и политически мудро, решив перезапустить сериал "Не родись красивой" сразу же после его логического окончания. Двести серий можно легко растянуть на целый политический год, положив в основание и начало предвыборной компании.

А там уже и сами президентские выборы, и почему бы временно исполняющему обязанности президента успешной компании не…

Ведь, кажется, однажды так уже было.