На прошлой неделе Герман Греф прибыл в Санкт-Петербург с рабочим визитом, но совещание провел в аэропорту "Пулково". На встрече присутствовали представители федерального агентства Росстрой Министерства регионального развития, Северо-Западной дирекции комплекса защитных сооружений, правительства Санкт-Петербурга и Минэкономразвития в лице Росавтодора и Росморпорта. Соответственно, обсуждали программу завершения строительства КЗС в части включения в первоначальную смету расходов на углубление и реконструкцию каналов, строительства автодороги на дамбе.
В 2003 году была принята цена завершения КЗС в пусковом виде и оглашена ее сумма в 450 миллионов долларов США. Европейский Банк Реконструкции и Развития и Северный Инвестиционный Банк (Скандинавия), выделившие более 300 миллионов долларов в рамках договоренностей трехлетней давности, как ни странно, требовали и требуют согласований и указаний всех финансовых институтов РФ, общей сметы и графика строительства. Именно тогда Госстрой провел экспертизу главной функции КЗС – защиты от наводнений и признал возможность ее выполнения за 450 миллионов долларов. Правда, были исключены из сметы цены на каналы и дорогу.
На тот период в бюджете России денег не было, иначе не стали бы просить у ЕБРР. Но, исходя из гарантий европейских банков, оставшиеся 100 миллионов долларов на завершение КЗС все же нашли. Ныне правительство России создало мощнейший инвестиционный фонд. И новая смета, уже включающая каналы и дорогу, возросла до 2 миллиардов долларов США. Но банки Европы больше не дают "гранды" под минимальные проценты на развитие европейской инфраструктуры, так как при нынешнем финансовом благополучии РФ нам впору самим помогать отстающим.
В прошлый вторник, 4 июля, Герман Греф после облета дамбы на вертолете сообщил, что "так не бывает": в 2003 году называли одну сумму, сроки и надобность, а ныне лихорадочно, без особого расчета, проговаривается совершенно иная программа, подорожавшая на 4/5 за счет бюджетных денег. Кстати, программа так и не утверждена "Главгосэкспертизой" - органом, пусть, только юридически, а не фактически, независимым от Росстроя. Тогда, как минимум, надо быть внимательней со сметой и графиком первоочередности. Пока расчетов нет. Следовательно, нет и программы завершения.
Так, например: а есть ли целесообразность по телу дамбы сейчас прокладывать шесть полос западной части КАДа? Ведь от Кронштадта до Бронки не доехать – там дыра в виде отсутствия пока задуманного подземного тоннеля под судопропускным сооружением? Ранее уже создали дорогу от Парнаса до Кронштадта, которая не загружена грузоперевозками, а по важному – "московскому" участку на 4 полосах возникают пробки.
Именно исходя из комплекса возникших сомнений, Греф задал вопросы представителям Министерства транспорта, смогут ли они осилить строительство дороги и каналов за меньшую сумму? Минтранс ответил утвердительно, так как этот сегмент стройки функционально их забота и отдавать освоение своих объектов они и раньше не желали. Также эксплуатация инфраструктуры после окончания строительства лежит на их плечах.
Греф дал 10 суток на подготовку внятного предложения. Возникла щекотливая ситуация: если теперь Росстрой пересчитает требуемую ему сумму и минимизирует ее, то появится нездоровая интонация – хотели подзаработать? Если же Минтранс начнет биться за право стройки, то вновь могут всплыть завышенные сметы, предварительно пересчитанные к концу этой недели чиновниками министерства Игоря Ливитина.
Греф же требует принять решение не конъюнктурное, а основанное на выполнении обещания президенту – завершить строительство КЗС к 2008 году (в указании Владимира Путина призыва "любой ценой" не звучало). Министру экономики, как видно, необходим эффективный алгоритм затрат. Завтра истекает неделя с момента предложения Грефа Минтрансу. И ответ способен повлиять на дальнейшую стратегию строительства КЗС.
Исходя из известных итогов совещания, слухи о том, что "Владимир Коган привез Грефа" можно считать мифом вплоть до "наоборот", так как позиция министра экономики явно не бьется с тактикой Госстроя.