В Петербургском университете кино и телевидения, в составе Института экономики и управления, открылась кафедра по специальности "Продюсерство кино и телевидения" — первая и единственная в России. Возглавил кафедру заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ кандидат экономических наук Александр Голутва — бывший директор "Ленфильма".
Подготовка студентов по этой специальности фактически началась на кафедре режиссуры еще три года назад, когда первую мастерскую набрал руководитель студии СТВ Сергей Сельянов. Но теперь, с официальным утверждением, появился существенный плюс: наличие 16 бюджетных мест (то есть бесплатных, остальным студентам придется платить — 52 тыс. руб. за 2006/07 учебный год). Всего на курс предполагается принять до тридцати человек, и конкурс ожидается большой, поскольку приедут желающие со всей страны.
Подготовку киноработников в России ведут несколько вузов в обеих столицах (государственных и частных), однако ВГИК и Университет кино и телевидения — базовые. Причем питерский вуз отличается от московского тем, что учит ребят осваивать и наиновейшие специальности; таких специалистов особенно не хватает. А потому Агентство по культуре и кинематографии хлопочет о грантах президента РФ этим двум заслуженным учебным заведениям. Надо резко повысить зарплату преподавателям и кардинально переоснастить техническую базу для студенческого кино- и телепроизводства.
Сегодня именно продюсеры, как самые реалистичные люди в кино, озабочены прежде всего уровнем подготовки будущих профессионалов. Александр Голутва, руководитель новой кафедры, убежден: "Профессия продюсера — элитная. Она требует знания экономики, юриспруденции, основ сценарного дела, истории и культуры, техники и технологии и многого другого. Это творческая профессия — у одних получится, у других нет. Именно поэтому эта кафедра входит в состав Института экономики и управления — это страховка: в любом случае выпускник сможет работать экономистом".
Впрочем, у нынешнего кинопроцесса есть и теневая сторона: пресловутые откаты, незаинтересованность продюсеров в прокате (ибо госсредства, полученные на производство фильма, возвращать не нужно), непрозрачность бюджетов и серые схемы, отсутствие единого кинобилета по стране и другие. Не придется ли учить студентов двойному стандарту, иначе они потонут в темном омуте нашего бизнеса?
Александр Голутва, отвечая на этот вопрос, пояснил: прежде всего надо отделить проблемы отрасли от проблем всего устройства дел в стране. Многие вопросы виснут из-за сопротивления внешних сил — вплоть до того, что регистрацию самой профессии "продюсер" пришлось пробивать пять лет. И что всюду есть люди честные и нечестные.
А президент Гильдии продюсеров Владимир Досталь к этому добавил: чем больше будет нормальных продюсеров, которые берут кредит в банке под свою ответственность, делают фильм, прокатывают его и возвращают деньги, тем скорее вся ситуация нормализуется. "Всего пятнадцать лет назад единственным продюсером у нас было государство. Только в минувшем мае Минэкономики утвердило наличие профессии как таковой. Но уже десять лет назад создана Гильдия продюсеров".
По мнению Досталя, сегодняшняя ситуация имеет аналоги в прошлом: "В СССР было 8 тыс. кинотеатров и 40 тыс. киноустановок. Сейчас в России около тысячи кинозалов. Последствия "ямы", в которой пребывало наше кино, в том числе образовательной, ощущаются сильно. Старшему поколению памятен период "малокартинья" в сталинские годы. Затем государство решило делать фильмы, а кадров не было. Георгий Данелия, скажем, тогда пришел в кино из архитектурного института. Так и многие сегодняшние продюсеры имеют другое образование. Но лучше — профильное. Продюсер вообще должен как бы получить диплом режиссера, диплом оператора, диплом организатора производства и так далее, поскольку он — одна из ключевых фигур в кинопроизводстве. Гильдия продюсеров всячески поддерживает кафедру в петербургском университете: мы установили три стипендии для лучших студентов. Надеюсь, и ВГИК подтянется".
Первый руководитель курса продюсеров Сергей Сельянов уверен, что будущее у новой специальности заманчивое, хотя обучение требует от студентов серьезных усилий: "Продюсер — профессия синтетическая. Главное в ней — выбор. Надо уметь выбрать, почувствовать сценарий, который нужен зрителю, тебе самому, коллегам. Такая интуиция — плод серьезного образования. Сознание продюсера должно быть расширено. Первые три года нашего преподавания показали: надо всячески усиливать общегуманитарную подготовку. Мы будем привлекать выдающихся людей — тех, чье одно только присутствие в аудитории вдохновит студентов. Мне хочется, чтобы стали модными и наша профессия, и кафедра, и университет..."
Источник: "Время новостей" №115 от 4.07.06