Западные СМИ активно привлекают рядовых читателей к созданию контента издания путем внедрения на сайте интерактивных возможностей. Готовы ли российские издатели при всей своей консервативности следовать по пути, проложенному Западом? Ведь на Международном газетном конгрессе, недавно состоявшемся в Москве, поговаривали, что западные издатели боялись ехать в Москву, ожидая увидеть в столице медведей на улице и мужиков в валенках. Что же тогда говорить о цифровых технологиях и новых тенденциях?! Но так ли чужда российским СМИ идея конвергенции и сотрудничества с простым читателем?..
Не так уж мы и отстали от Запада. Российские издатели уловили веяния цифрового времени еще два-три года назад, когда на сайтах изданий стали появляться возможности комментирования статей, онлайновые конференции и т.д. Сейчас этот процесс активно набирает обороты.
Общественно-политические и массовые издания
Изданиям массового характера сам бог велел активно привлекать читателей к сотрудничеству. Возможность присылать собственные истории, общаться с авторами, оставлять комментарии к статьям формирует ощущение доверия, что очень важно в условиях потери веры в печатное слово.
Так, на сайте газеты "Аргументы и Факты" существует возможность комментирования любого материала, правда, с обязательной предварительной регистрацией. Среднее число комментариев на одну статью - 50, иногда их бывает больше 120. Раз в полгода на сайте проводятся онлайновые конференции, которые длятся около часа. В ходе конференции читатели могут задать любой вопрос гостям, среди которых бывают известные артисты, звезды шоу-бизнеса, общественные и политические деятели. Последняя онлайновая конференция состоялась на сайте газеты в марте с.г. - это была встреча с певцом Димой Биланом.
Газеты "Комсомольская правда" и "Жизнь" пошли еще дальше. Любой посетитель может зарегистрировать свой собственный дневник (блог) на сайте этих изданий.
На сайте "Комсомольской правды" существует рубрика "Блогпост", где помимо дневников простых людей можно свободно прочитать личные дневники журналистов, работающих в газете. Правда, чтобы оставить комментарий, также необходимо зарегистрироваться. В итоге создается очень сильный эффект достоверности: журналисты - такие же люди, как все остальные, ведь по характеру записей их дневники мало чем отличаются от дневников обычных людей. Мы насчитали десять онлайновых дневников журналистов и десять - читательских. Блоггеры имеют возможность объединяться в сообщества по разным темам, среди которых - "Кремлевская диета", "Курортный роман", "Антиреклама" и другие. Отдельный блог посвящен творчеству читателей, он носит соответствующее название. В нем любой человек при условии регистрации может разместить свое литературно-художественное произведение, начиная от афоризма и заканчивая романом.
Читатель получает и обратную связь от издания. На сайте есть рубрика "Задай вопрос юристу", где совершенно бесплатно можно получить юридическую консультацию по гражданскому и уголовному праву.
Возможность обсуждения статей также присутствует. По количеству комментариев "Комсомолка" серьезно обгоняет "АиФ" - среднее число записей составляет 100-150, некоторые статьи собирают до 2 000 комментариев. Интересно, что к концу, а зачастую даже к середине обсуждения посетители переключаются на смежные темы и начинают делиться собственным опытом, вариантами диеты, рецептами и т.д. Подобная тенденция напоминает опыт южнокалифорнийской газеты Bluffton Today, о котором "Курьер печати" рассказывал в предыдущем номере.
Газета "Жизнь" сделала еще один шаг вперед - читатели имеют возможность не только создавать на сайте личные дневники, вступать в переписку с авторами, обсуждать статьи, но и размещать фотографии и звуковые файлы. На сайте создан даже раздел знакомств love.zhizn.ru - совместный проект с известной системой знакомств "Мамба" (mamba.ru).
Правда, прямого обсуждения статей на сайте практически нет - все разговоры переносятся в блоги.
Газета "Новые Известия" в плане общения с читателями открыта почти так же широко, как и более массовые издания. Здесь и "Беседка" - онлайновая площадка для дискуссий с главным редактором, в рамках которой можно не только высказать личное мнение, но и задать главному редактору личный вопрос (похоже на позицию развлекательных СМИ "журналисты тоже люди"). Правда, вопросы и комментарии подвергаются серьезной модерации.
На сайте проводятся всевозможные опросы, читатель может не только оставить комментарий к статье, но и оценить ее по пятибалльной шкале. Все эти функции также доступны без регистрации.
Деловые издания
Серьезным изданиям, казалось бы, не к лицу открывать объятия простым смертным и спускаться с интеллектуального Олимпа. И действительно, подобных интерактивных проектов на сайтах деловых изданий ощутимо меньше. Уже одно то, что ни на одном таком сайте нет блогов, говорит само за себя.
На сайте газеты "Коммерсантъ" существует единственная функция - возможность оставить собственный комментарий без предварительной регистрации. Однако сообщение публикуется на сайте только после проверки модератором. К вопросу проверки сообщений деловые СМИ относятся намного более серьезнее, чем таблоиды - практика, когда разместить сообщение можно только после проверки редактором, очень распространена. Откровенных ругательств, сообщений рекламного характера и оскорблений на подобных сайтах не найти, чего, увы, нельзя сказать о сайтах более "легкой" прессы.
"Закрыта" и газета "Ведомости", которая создает себе имидж элитарного издания, перекрывая бесплатный доступ к некоторым статьям и пр. Кроме того, на сайте газеты создан Клуб читателей - некое сообщество читателей или нечитателей газеты, которое дает возможность доступа к услугам сайта, в частности, к обсуждению статей. Даже для просматривания чужих комментариев необходимо быть членом клуба. Администрация сайта может отказать в регистрации в клубе без объяснения причин. Члены клуба все наперечет, что позволяет любому посетителю найти интересующего его человека. Правда, просмотреть его личную информацию можно опять-таки только при условии регистрации.
Газета проводит всевозможные опросы по общественно-политическим темам. Здесь уже издание более лояльно - прочитать чужие отзывы можно и не регистрируясь, но если хочешь оставить свой - добро пожаловать на страницу регистрации. Опросы пользуются популярностью - по каждой теме насчитывается около 50-100 отзывов.
Журнал "Эксперт" предлагает посетителям своего сайта отдельную рубрику "Дискуссии", которые делятся на актуальные и популярные. Рейтинг популярных несравнимо выше - примерно сотня комментариев против десятка в актуальных. По традиции, читать комментарии можно без регистрации, комментировать самому - только с регистрацией.
На этом фоне выделяется журнал "Финанс.". Можно даже сказать, что как деловое издание он более чем открыт для читателей.
Основной "конек" сайта журнала "Финанс." - это возможность делать все без регистрации. Можно просматривать комментарии к статьям и оставлять собственные, участвовать в онлайновых дискуссиях и конференциях, высказывать собственное мнение и участвовать в форуме. Журнал предлагает даже пообщаться с главным редактором - на сайте есть рубрика "Частная дума. Поспорить с главредом?". Услуга довольно востребована - с главным редактором журнала спорят от 20 до 200 человек.
Резюме
1. Чем ближе издание к "народу", тем больше интерактивных возможностей у него на сайте. И наоборот - чем издание серьезнее, тем менее оно открыто.
2. Функция комментирования статей доступна практически на всех сайтах, как деловых, так и массовых изданий, и считается уже чем-то само собой разумеющимся. А вот блоги присутствуют только на интернет-страничках развлекательной прессы. Мало того, деловые СМИ эту услугу вводить пока не планируют.
3. Существует ряд проблем, с которыми систематически сталкиваются издатели при работе с онлайном. Основная - наличие большого числа некорректных высказываний, рекламы, распространения порнографии и спама. Тенденция такова, что чем серьезнее издание, тем строже оно относится к вопросам модерации.
В связи с этой проблемой возникает вопрос сохранения авторского права и законодательства в Сети. На Западе в последнее время произошел ряд увольнений и судебных разбирательств по причине размещения некорректной информации в блогах. В российском законодательстве вообще не прописаны законы, регулирующие деятельность в Интернете. Несмотря на то, что в России недавно была попытка привлечения пользователя за размещение некорректной информации в Сети, ситуация не получила никакого развития.
4. У нас плохо развита мультимедийная сторона процесса, т.е. практически у читателей нет возможности присылать свои видеофайлы, аудиозаписи и т.д. Также не налажена система оперативного предоставления читателями новостной информации, хотя никто не запрещает написать какую-нибудь новость в комментариях к статье.
5. Все издатели отмечают необходимость развития сайта издания в плане создания новых цифровых возможностей для посетителей. Основная цель - привлечение читателей и соответственно рекламодателей. Появление новых интерактивных "фишек" на сайте - способ "зацепить" посетителя. Возможное использование контента, полученного таким образом, - лишь следствие.
Мнения и комментарии
"Курьер печати" попросил представителей изданий поделиться своим опытом в интерактивном общении с читателями.
Маргарита Зиновьева, руководитель отдела интернет-проектов ИД "Аргументы и Факты",
Евгений Савин, руководитель службы развития интернет-проектов ИД "Аргументы и Факты":
- У нас на сайте возможность комментирования статей появилась два года назад, трансформировавшись из бывшего форума. Любой посетитель без регистрации может оставить комментарий, за исключением тех, кто подвергся "бану". Мы сталкиваемся с достаточно большим количеством "спама", но пока нам удается успешно его пресекать при помощи модерации, но не прямой. Сообщение сначала публикуется, и только потом, в случае некорректности, удаляется. Посещаемость сайта последовательно растет в течение двух лет, однако мы не стали бы это связывать только с появлением новых возможностей. Связь, безусловно, есть, но она не прямая.
По опросам, большинство комментаторов являются нашими подписчиками. Многие пользователи заходят на сайт из-за рубежа, используя нашу площадку не только для того, чтобы получать информацию, но и чтобы общаться с соотечественниками.
Если выходит статья, которая вызывает большую массу отзывов, лучшие комментарии мы публикуем в печатной версии издания, выбирая, например, полярные мнения. Мы сообщаем пользователям, что их комментарий опубликован и выкладываем этот материал на сайт. Хотя обычно комментаторы сами за этим следят.
Мы планируем активно развивать это направление и добавлять на сайт новые возможности, чтобы можно было не только высказываться по поводу уже существующей статьи, но и писать в редакцию, на сайт и присылать свои фото-, видео-, аудиоматериалы.
Светлана Листопадова, руководитель интернет-проектов группы финансовых изданий ЗАО "Актион-Медиа" (журнал "Финанс."):
- Всегда работает один закон - чем удобнее сайт, чем комфортнее себя чувствует пользователь, тем чаще он будет к нам заходить и в итоге тем быстрее пополнит число наших постоянных посетителей. А большинство наших постоянных посетителей - наши потенциальные подписчики. Чем вообще хорош Интернет? Все, что связано с интерактивом, стимулирует читателя. "Интерактивные игрушки" создают сильнейшую мотивацию.
Вот, например, человек прочитал статью. Если в конце статьи нет кнопки "Прокомментировать", он почувствует себя некомфортно. Поэтому необходимо не просто предоставить возможность комментирования, но прежде всего сделать ее удобной. Именно поэтому у нас нет обязательной регистрации - деловому человеку некогда искать по сайту какую-то кнопочку, заполнять анкеты, ждать подтверждения регистрации. Если это домохозяйка - такое еще допустимо, но мы финансовое издание, наши читатели - это финансовые директора, экономисты, менеджеры среднего и высшего звена, т.е. те люди, у которых время в прямом смысле - деньги.
У нас есть рубрика "Комментарии и прогнозы", в которой мы приглашаем аналитиков и экспертов принять участие в обсуждении, оставляя за собой право отказать в публикации. Бывают случаи, когда по результатам подобных обсуждений мы приглашаем участника стать нашим экспертом в печатном издании.
"Частная дума. Поспорить с главным редактором?" - интересный проект, который может себе позволить не каждое издание. Люди хотят общаться конкретно с автором, они видят его фотографию и складывается ощущение работы с веб-камерой. Мы не удаляем отличные от его мнения комментарии, у нас нет цензуры. Удаляем только спам и оскорбления. И такое бывает, к сожалению. Вульгарщины и похабщины очень много. Захаживают к нам и представители нетрадиционной ориентации с желанием найти среди финансистов партнера. У нас в планах есть создание нового форума уже с регистрацией, но минимальной.
В чем сложность еженедельника? В том, что в начале недели выкладывается материал, человек приходит и все, что ему нужно, сразу читает. Больше до конца недели он на сайте не появится. А нам надо, чтобы человек "жил" на сайте. Для этого необходимо проводить, например, интернет-конференции минимум раз в месяц, в день проведения которых трафик взлетает. В будущем мы планируем проводить интернет-конференции с использованием веб-камеры, как делают РИА "Новости".
У нас большие планы по развитию этого направления, примерно через неделю-другую вы об этом узнаете сами. Мы будем дорабатывать то, что есть, автоматизировать процессы, внедрять новые проекты. Недавно проходила конференция "Интернет и бизнес", где представители headhunter.ru подали очень интересные идеи, которые мы планируем реализовывать на сайте. Например, электронные кроссворды на экономическую тематику, тесты и интерактивные игры. Есть в России уже класс business-woman. У нас планируется проект, направленный непосредственно на женщин - "Формула счастья".