Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый день, в эфире "Телехранитель", программа о сути телевидения и тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, и говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким же наше телевидение будет сегодня и завтра. В гостях у меня сегодня Илья Кузьменков, главный редактор канала Рен-ТВ. Говорить мы будем о том, как меняется в последнее время информационная политика этого канала или не меняется. Единственное, Илья сразу оговорился, еще когда мы были перед началом программы в редакционной комнате, что отвечает он, хоть и главный редактор, не за весь канал, а за информацию. Так, Илья?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Да, абсолютно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый день.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Здравствуйте.
Е.АФАНАСЬЕВА: Значит, говорить будем в основном об информации, а уж что является развлекательной составляющей канала, это будут отвечать другие ваши коллеги. 725-66-33, пожалуйста, пейджер, можете задавать свои вопросы и высказывать свои точки зрения, как вам кажется, меняются ли новости канала Рен-ТВ, меняется ли информационная политика, есть ли отличия между новостями основных наших каналов или все так одинаковенько, только меняются логотипы в углу экрана. Илья, вы работаете где-то чуть больше полугода на Рен-ТВ?
И.КУЗЬМЕНКОВ: С конца ноября.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вы были когда-то журналистом, потом занимались пиаром, бизнес-консалтингом, как я понимаю, продолжаете, наверное, параллельно заниматься, потом были призваны новым руководителем канала Рен-ТВ, который пришел на смену семейства Лесневских Александром Орджоникидзе заняться информацией на канале. У вас не было какого-то сомнения, что все-таки информация, говорят, как военное дело, в него надо раз построиться и шагать строем, иначе не понимаешь, что там происходит? Не было сомнений?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Вы имеете в виду с профессиональной точки зрения?
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, не знаю, если у вас есть человеческая, если они с профессиональной как-то разнятся…
И.КУЗЬМЕНКОВ: Ну, что вы имеете в виду - построиться?
Е.АФАНАСЬЕВА: Говорят люди, которые работают в новостях долго, что новости…
И.КУЗЬМЕНКОВ: А, что если выпал, то потом не войдешь в ритм.
Е.АФАНАСЬЕВА: Да, это очень близко к воинскому подразделению, там должна быть воинская дисциплина, воинская иерархия и, наверное, трудно достаточно гражданскому человеку придти и возглавить, повести батальоны в бой? Гражданский министр обороны - исключение. Или вы такой министр обороны именно, пришедший с гражданки?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Ну в какой-то степени, конечно, из информации не уходил, потому что все это время, занимаясь в консалтинговой области, паблик рилейшенз, бизнес-консалтингом, так или иначе находился в поле информационном. Потом, знаете, единожды став репортером, остаешься на всю жизнь, чем бы ты не занимался, смотришь на мир глазами журналиста. Я был репортером с 1988 по 1993 годы, в период самых жарких, интересных общественно-политических событий, смена тенденции в развитии страны, и школа, которая была сформирована тогда, она никуда не делась, поэтому я не вошел в новую профессию, а я вернулся к тому, что мне было близко в самом начале моей профессиональной карьеры, поэтому такой проблемы для меня не стояло.
Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо, тогда вспомним события чуть более полугодовой давности. Вам сделали это предложение и вы, естественно, наверное, внимательно посмотрели эфир уже глазами более заинтересованными, нежели просто зрительский взгляд. С чем вы хотели придти на канал, что вы хотели в новостях, в этой информационной политике изменить, потому что не секрет, и многие наши слушатели все время, пока я работаю в эфире, всегда отмечали, что новости Рен-ТВ, которые были до последнего времени, это новости, сильно отличные от новостей 1, 2 канала и НТВ. Вот вы приходили на канал с такими непохожими новостями. Что вы хотели в них изменить?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Как я и говорил во многих интервью в дни, когда меня назначили главным редактором по службе новостей Рен-ТВ, одна из основных задач, которую я ставил перед собой, это сохранить независимость, сохранить отличность новостей Рен-ТВ от новостей остальных каналов или, можно сказать, остального канала, потому что действительно информационная политика большинства каналов мало отличается друг от друга, и в этом смысле Рен-ТВ было уникальным явлением, уникальным, можно сказать, политическим явлением.
Е.АФАНАСЬЕВА: Но вы уже произносите в прошедшем времени: бы-ло.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Нет, вы же спрашиваете, что я испытывал, какие у меня мысли были в тот момент, когда меня назначали. Вот эта задача сохранить статус отличного продукта, отличающегося от остальных каналов, это была одна из моих задач и, с моей точки зрения, эта задача решена на сегодняшний день. В конце апреля был опубликован мониторинг Союза журналистов России, который проводился на протяжении трех месяцев с начала года, где анализировалось освещение деятельности различных информационных служб телевизионных и то, как эти службы освещают общественно-политическую жизнь. Согласно этому мониторингу новости Рен-ТВ являются единственным информационным продуктом телевизионным, который дает объективную, сбалансированную картину, освещая события, касающиеся всех политических партий и всех политических деятелей.
Е.АФАНАСЬЕВА: Илья, вы понимаете, как человек, занимающийся профессиональным пиаром и всем прочим консалтингом, что показывать можно по-разному. Я прекрасно помню сведения, когда перед прошлыми выборами, естественно, "Единая Россия" лидировала на основных каналах, но на втором месте шла КПРФ с огромными показателями упоминаний в эфире, но вы, наверное, помните, какие это были упоминания. То есть, есть форма показа, есть содержание. Есть форма новостей, отличных от других, а есть суть. Вам кажется, что вам удалось сохранить суть отличности новостей или только все-таки это форма, что мы не ставим встречу президента первой в выпуске, главной новостью, что мы пускаем в эфир Каспарова или Рыжкова, которых не могут пустить 1 или 2 каналы?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Я полагаю, что это и по форме, и по сути.
Е.АФАНАСЬЕВА: А подробнее?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Ну, собственно, вы уже упомянули действительно присутствие в эфире, в том числе в прямом эфире новостных информационно-политических программ Рен-ТВ политиков оппозиционных, хотя это не является самодостаточной задачей, они появляются в эфире тогда, когда есть соответствующий информационный повод и им есть, что сказать. В частности, вчера, например, мы освещали те или иные события, связанные с деятельностью оппозиции. Ну, наверное, сейчас слушатели будут звонить, задавать вопросы, будет интересно их мнение.
Е.АФАНАСЬЕВА: Я читала ваше интервью, данное моему коллеге Сергею Варшавчику в "Независимой газете", и тут достаточно любопытный диалог, по-моему, в марте было, когда спрашивает Варшавчик у вас: "А для Каспарова у вас информационный повод какой?". Вы вызываете своего заместителя, вероятно, или кого-то и говорите "давай позовем в эфир, придумаем, какой у нас есть информационный повод, позовем и покажем Рыжкова". Вам не кажется, что вот это какая-то бравада - я могу позвать Рыжкова в эфир и Каспарова, а, например, руководители "Вестей" или 1 канала не могут.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Бравада?
Е.АФАНАСЬЕВА: Да.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Ну, телевидение должно быть эмоциональным, поэтому, наверное, какие-то эмоции здесь есть. А что в этом плохого?
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, вот такой пиар - ваша основная профессия. Пришел журналист, мы сейчас на глазах у него придумаем информационный повод, позовем в эфир.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Понимаете, очень хорошо, меня эта тень пиара сопровождает по жизни, ничего плохого, кстати, в этом не вижу. Много было разговоров о том, что пришел пиарщик на Рен-ТВ, а получается так, что - опять же, я ссылаюсь на мониторинг Союза журналистов, абсолютно объективная информация - единственное информационное вещание, которое возглавляется пиарщиком, является наиболее профессиональным и сбалансированным с точки зрения освещения общественных и политических событий. Как бы не относиться к статистике, формальна она, не формальна, но мы действительно представляем весь спектр общественного мнения, присутствующий сегодня, к сожалению, достаточно убогий сам по себе. Проблема наша сегодняшняя не в том, что можем мы показать или не можем показать, бравада это или не бравада, основная проблема информационного вещания сегодня заключается в том, что недостаток ресурсов, недостаток событий ярких, недостаток фигур, недостаток доктрин. Вот в чем проблема по большому счету.
Е.АФАНАСЬЕВА: Сейчас вернемся к недостатку доктрин. А информационные поводы-то тоже могут быть разные. В интервью газете "Коммерсант", которое широко обсуждалось на этой неделе нашими с вами коллегами Олега Добродеева, приуроченное к открытию канала "Вести-24", он достаточно четко расставлял информационные приоритеты своей корпорации государственной и говорил, что Каспарова-то можно позвать по поводу шахмат. Чем не информационный повод? У вас есть отличия от такой точки зрения?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Конечно, есть.
Е.АФАНАСЬЕВА: Какие? Я задаю наивные вопросы, но так как слушателям не всегда понятна ваша позиция, потому что с вами они нечасто общаются, наверное, поэтому давайте обозначим.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Ну, давайте попытаемся нащупать вместе. Я недавно слушал выступление одного руководителя региональной телевизионной компании и он, говоря о каналах, потом как-то перешел с каналов на партии, на какие-то политические доктрины, вот он высказал такую простую, но очень интересную мысль - почему все время так получается, у нас партии (каналы) то любят родину и не любят свободу, то любят свободу и не любят родину. Вот возникает такой дискурс постоянно, с моей точки зрения, вполне искусственный. Вот мне кажется, если очень коротко определить кредо нашего канала, мы любим свободу и считаем общественную свободу и различные проявления общественной свободы одними из важных ценностей и важных приоритетов, и поскольку сегодня на других каналах общественная свобода, давайте называть вещи своими именами, не является главной ценностью, мы, может быть, несколько гипертрофированно, может быть, несколько преувеличенно стараемся именно этой теме уделять больше внимания для того, чтобы добиться некоторого баланса. Но это не значит, что, например, если мы любим свободу, то мы не любим родину. Это искусственное противопоставление, которое на протяжении, по большому счету, всех последних 15-20 лет развития политической общественной жизни, вот для нас его не существует. Мне кажется, вот так можно было бы описать кредо.
Е.АФАНАСЬЕВА: Говоря "для нас", вы сейчас имеете в виду руководство канала, сотрудников канала или кого? Или себя лично?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Я, наверное, имею в виду редакцию.
Е.АФАНАСЬЕВА: По рейтингам ваши новости обычно набирают где-то в районе от 1,6% и ниже. То есть, к сожалению, практически в зоне статистической погрешности. У нас так мало людей, которые одновременно любят родину и свободу? Некому смотреть такие новости? Или как вы это объясните?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Знаете, 1,6 - это не статистическая погрешность, это все-таки миллион человек.
Е.АФАНАСЬЕВА: А в последние дни, я у вас смотрела, было 0,9, 0,8.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Ну, последние дни. Во-первых, лето, вечерние новости конкурируют с футболом, поэтому здесь я бы не стал…
Е.АФАНАСЬЕВА: 1,6 или 0,8 для слушателей сейчас непринципиально. Почему не 30, не 40 доля? Почему так мало?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Доля новостей, которая крутится вокруг пяти, рейтинг - порядка 1, доля - порядка 5, идет вслед за долей канала. Как правило, доля информационных программ, она не выбивается за пределы общей логики цифр канала в целом, поэтому новости идут вслед за каналом.
Е.АФАНАСЬЕВА: Но насколько я знаю, раньше был такой приток зрителей именно к новостям Рен-ТВ или к программе Максимовской. Люди приходили на Романову, на Максимовскую специально, а не потому, что это в среднем уровне канала. А потому что знали, что эти храбрые барышни могут сказать то, что не скажут солидные мужчины или их красивые гламурные коллеги на других каналах.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Ну, у нас динамика цифр не изменилась по сравнению с прошлым годом.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть цифры у вас те же, что раньше?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Цифры те же и доли новостных программ в целом повторяют доли канала.
Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо, давайте посмотрим, о чем спрашивают уже слушатели на пейджер, потом продолжим разговор с вами. Во второй части программы позволим слушателям задавать вопросы. Иван из Москвы удивляется: "Уже два года заметил некую странность: в информационных выпусках Рен-ТВ и НТВ идут одни и те же сюжеты, снятые одним оператором, одинаково смонтированные, но с разным закадровым текстом и при захлесте представление авторов и описание разные". Бывает ли у вас так, что у вас картинка с НТВ одна и та же, а озвучка разная?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Нет, конечно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Иван ошибся или вы приедете сейчас в контору и разберетесь?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Знаете, картинки могут быть иногда практически одинаковыми на всех каналах, если они освещают одни и те же события.
Е.АФАНАСЬЕВА: Может, Иван имеет в виду паркетную съемку, которую делают, например, пресс-службы чьи-то. Ирина из Москвы просит вас: "Не трогайте Максимовскую. Будет ли работать у вас Станислав Кучер?".
И.КУЗЬМЕНКОВ: Максимовскую никто не трогает, она благополучно работает, сохраняет и приумножает свой профессиональный подход и делает все, что она считает с профессиональной и журналистской точки зрения необходимым. По поводу Кучера - я не знаю, с чем связан этот вопрос.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть не рассматривался он у вас в качестве кандидата в ваши сотрудники?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Нет, нет.
Е.АФАНАСЬЕВА: Еще Иван: "Почему такая слабая составляющая спортивного блока новостей Рен-ТВ, особенно это касается комментаторов с НТВ-Спорт? Новости повторяются и бывают протухшие".
И.КУЗЬМЕНКОВ: Что касается спортивного вещания на Рен-ТВ, я бы, наверное, особо выделил прямые трансляции "Формулы-1"…
Е.АФАНАСЬЕВА: Насколько я понимаю, Иван имеет в виду не трансляции, а внутри новостей сообщения о спорте у вас бывают или вы, как большие каналы, сказали, что спорт - это отдельно?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Сообщения о спорте у нас бывают, у нас в каждом выпуске новостей идет отдельный спортивный блок, на котором сообщаются последние новости.
Е.АФАНАСЬЕВА: Иван считает, что протухшие новости. Валерий спрашивает: "Изменится ли что-либо в политике Рен-ТВ после заявления Путина о необходимости большего присутствия оппозиции на ТВ и в СМИ?". Вот мы с вами как раз перекинулись парой фраз, что вчера уже видели коммунистов на больших каналах. У вас как с этим?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Ну, собственно говоря, мы без указаний президента исполняем свой профессиональный долг, освещаем максимальный спектр событий и политиков, поэтому как-то специально реагировать на эти слова не планируем.
Е.АФАНАСЬЕВА: Олег из Красноярска: "В 20.00 у нас показывают новости Рен-ТВ из Москвы, а местные новости показывают в 19.30 по Москве, когда на том же самом месте московские новости Рен-ТВ". То есть, видно, что-то с местными вашими партнерами не стыкуются новости.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Это в соответствии с договором партнерским. В 19.30 действительно идут новости местного партнера, а итоговые - это наши новости.
Е.АФАНАСЬЕВА: Борис интересуется из Москвы, вносят ли немецкие акционеры ваши вклад в развитие канала?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Безусловно, вносят. У нас работают специалисты очень опытные, профессиональные. Я думаю, что те какие-то новинки и то интересное, что появится осенью на нашем канале, в начале телесезона, это в том числе и плод их работы.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть не только финансово, но и творчество?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Безусловно.
Е.АФАНАСЬЕВА: Светлана из Москвы: "Новости на Рен-ТВ отличаются высоким классом благодаря отличным корреспондентам - выходцам с НТВ, ТВ-6, ТВС, но удивляют крайне безликие, неинтересные ведущие. Если бы сбалансировать - было бы лучше".
И.КУЗЬМЕНКОВ: Ну, я думаю, что это одно из мнений.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вы не считаете своих ведущих безликими?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Замечательные ведущие, думаю, что лучшие на российском телевидении.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ах, лучшие? Сейчас вернемся. Вот Иван поправился, Иван имеет в виду не паркетную съемку, а сюжеты, присланные из регионов, это когда о том, что у вас сюжеты совпадают с НТВ.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Может быть, это какая-то случайность? Это нужно отдельно разобраться. Как тенденция, как принцип, это, конечно, быть не может, а если какая-то конкретная ситуация была, то на пейджер мне сбросит пусть информацию.
Е.АФАНАСЬЕВА: В чем же ваши-то ведущие самые лучшие?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Это надо смотреть. Как можно рассказывать?
Е.АФАНАСЬЕВА: Так смотрим. Назовите, кто же у вас лучший в стране ведущий?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Вы меня провоцируете.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, почему? Сидит отец и хвалит своих детей. Он должен же объяснить, почему его Машечка или Ванечка лучше, а не соседний Димочка.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Я бы говорил в целом о школе, о команде. Наш канал, может быть, зачастую проигрывая в конкуренции за возможности в том числе и финансовые по сравнению с федеральными каналами, и люди, которые работают на канале, они в том числе работают исходя из своих принципов и исходя из возможности работать в более профессиональном поле.
Е.АФАНАСЬЕВА: Но ни одну фамилию вы так и не назвали. Раньше - понятно, была Романова, были новости Романовой. Еще до вашего прихода. А теперь на кого приходят ваши зрители, если приходят?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Я думаю, что зритель приходит в целом на канал.
Е.АФАНАСЬЕВА: А, вот видите, нет персон-то, получается, что нет?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Ну, почему, я могу упомянуть, например, ведущего программы в 23.30 Михаила Куренного.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну а чем Михаил так резко выделяется среди ведущих больших каналов? Чем? Ощущение вообще в последнее время, это касается не только Рен-ТВ, что в кадре работают не ведущие, а дикторы, которые читают. Хорошо читают. Вот как в советские времена читали, так и они - хорошо читают текст, профессионально написанный, профессионально читают, но того, что было живого, когда абсолютно понятно, что есть авторская позиция у той же Оли, это пропало. На больших каналах пропало давно, а у вас чуть позже. Не согласны?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Понимаете, есть проблема роли телевидения в общественной жизни и здоровья общественной жизни в целом, и телевидение - это производная от общественной жизни. И рассматривать сегодня проблему телевидения, проблему ведущих, проблему нерва телевизионного, который ушел, проблемы телевизионных брендов, которых по большому счету сегодня не существует, есть известные телевизионные компании, есть рейтинговые каналы, но по большому счету нет телевизионных брендов в полном понимании этого.
Е.АФАНАСЬЕВА: А 1 канал - не бренд? А СТС - не бренд?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Поймите, что такое бренд канала? Во-первых, бренд - это мессидж, это выраженная ценность, выраженное послание, дифференцированное послание, которое отличает данный бренд от других.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вы хотите сказать, что конкуренты ваши от других не отличаются и Рен-ТВ тоже не отличается, не бренд?
И.КУЗЬМЕНКОВ: С моей точки зрения, сегодня не существует нескольких каналов. Сегодня существует один канал и несколько кнопок, которые ведут на этот канал.
Е.АФАНАСЬЕВА: Грустное какое-то заявление. И вы тоже работаете одной из кнопок.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Нет, Рен-ТВ отличается, безусловно, об этом я сказал в самом начале.
Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо, к отличиям или совпадениям Рен-ТВ с другими каналами мы вернемся после новостей.
Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер. Мы продолжаем программу "Телехранитель", мы говорим сегодня с главным редактором канала Рен-ТВ ильей Кузьменковым о том, как меняется информационная политика канала. Вы можете уже дозваниваться к нам по телефонам 783-90-25 для москвичей, 783-90-26 для тех, кто живет в других городах. Пока вы дозваниваетесь, закончим ту тему, которую Илья затронул перед новостями. Итак, вы сказали, что у нас нет разных каналов, у нас есть один большой канал с разными кнопками, но Рен-ТВ в эти кнопки не входит. Что же вам позволяет делать столь громкое заявление, что все ваши конкуренты одинаковые, нет у них лица, а вы столь отличны?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Я бы разъяснил, что я имею в виду под брендом и что я имею в виду под одним каналом. Действительно, бренд существует тогда, когда существует дифференцированный мессидж, то есть какое-то послание. Послание - это ценность, отличная от других ценностей. И дальше вокруг этой ценности образуется круг, в который входят три категории участников. Это зрители, разделяющие эту ценность, это рекламодатели, которые разделяют тоже в какой-то степени ценности, потому что предлагают продукты для этой аудитории и, собственно говоря, сам канал, журналисты этого канала, которые эту ценность исповедуют. Наверное, в какой-то момент НТВ было таким брендом и, как я полагаю, еще до известных событий им быть перестало. Так вот сегодня таких брендов дифференцированных, с ценностью, объединяющих вокруг себя аудитории, рекламодателей вокруг ценностей и принципов, с моей точки зрения, сегодня не существует.
Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте поспорю с вами от лица ваших конкурентов. Канал СТС с культом семьи, интеллектуального развлечения, нестыдного, и канал "Домашний", входящий в ту же медиа-группу - это не бренд? А 1 и 2 каналы с культом государственности - это не бренд?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Ну, возможно, они станут брендами, для этого нужно какое-то время. Вы сами сказали - канал 1 и 2. Вы не выделили их, вы объединили.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну, они разные, конечно, они 1 и 2. Я как раз таки считаю, что у каждого этого канала есть составляющие бренда, только боюсь наскучить нашим слушателям, если мы вдадимся в детали того, что является или не является брендом. Я не могу понять, что позволяет вам выделить всех коллег в общую кучу, а говорить, что Рен-ТВ бренд. Что есть у вас такого, что вас брендом делает, а их - нет?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Ну, наверное, вы сейчас несколько неправильно меня поняли, я не противопоставлял сейчас себя и Рен-ТВ коллегам. Я говорил в целом о ситуации на российском телевидении. С моей точки зрения, сейчас основной, возглавляющей доктриной является коммерческая логика, которая уходит от такого клубного понятия, бренда как клуба, в - я это называю "продажей лицензий на отстрел". Знаете, ведь многие думают, что у телеканалов клиентами являются зрители. На самом деле у телеканалов в силу того, что они поставлены сегодня в первую очередь в коммерческую логику, клиентами являются рекламодатели.
Е.АФАНАСЬЕВА: А у некоторых клиентами является один-единственный зритель, мы знаем какой.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Да, это идеологическая логика. Клиентами являются рекламодатели, и каналы делают все, чтобы привлечь, притянуть на эту площадку как можно больше зрителей и дальше фактически происходит продажа лицензий на отстрел.
Е.АФАНАСЬЕВА: Продать их внимание рекламодателям.
И.КУЗЬМЕНКОВ: И есть довольно простые способы это сделать. Это обращение к разного рода примитивным инстинктам. Вот большинство каналов сегодня работает на самом деле сегодня не над брендом, а развивают в первую очередь коммерческую логику, борясь по большому счету за цифры. Это не обвинение, это констатация, это естественное продолжение той коммерческой логики, в которой находятся сегодня каналы.
Е.АФАНАСЬЕВА: Но не обязательно к низменным инстинктах? Почему нельзя продавать рекламу в каких-то хороших интересующих проектах? Тот же СТС, говорю, культивирует культ семьи. Это же не низменный инстинкт, что вы любите своих близких. Или любовь к родине. Мы можем ее по-разному понимать, например, вы, я или руководитель 2 канала, но при этом это отнюдь не какие-то низкие инстинкты, и парады на Красной площади к 60-летию Победы имели в прошлом году колоссальные рейтинги. Вы же не скажете, что это привело зрителя, как пресловутый "Дом-2", как обычно про низменные инстинкты говорят.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Ну, я думаю, что парады это была некоммерческая логика.
Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте будем слушателей подключать, хотя то, что идет на пейджер, с вами не согласны. Светлана из Москвы говорит: "Я раньше очень любила Рен-ТВ, в его программе всегда присутствовала перчинка, которая сейчас пропала, канал стал заурядный". Алло, слушаем вас, включаем Москву сначала. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Виктор, Москва. Я внимательно слушаю, у меня Рен-ТВ стоит на второй кнопке. У меня на первой кнопке стоит 2 канал, а на второй кнопке Рен-ТВ. С удовольствием смотрю практически все программы, только за исключением "Недели" с Максимовской, потому что там до того уж она, выдержки у нее, ну, чувствуется, что за программа. Вопрос: почему исчез задор из программы Задорнова? И Второй вопрос: на сайте, на е-мейл возврат почты идет? Что, он исчез совсем, что ли? Спасибо.
Е.АФАНАСЬЕВА: Мы вначале говорили, что наш нынешний гость не отвечает за все программы, включая Задорнова. Вы, наверное, прослушали, он за новости отвечает.
И.КУЗЬМЕНКОВ: С мейлом разберемся.
Е.АФАНАСЬЕВА: На пейджер насыпалось еще много вопросов: "Когда вашим каналом управляла Ирена Лесневская, было понятно название телеканала. А сейчас почем он называется Рен-ТВ?" - спрашивает Виктор из Москвы.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Ну, это историческое название. Какие основания его менять? Как вы его будете отличать, как зритель?
Е.АФАНАСЬЕВА: Насколько я знаю, там были какие-то договоренности при продаже, что название в течение трех лет может вернуться к своей владелице.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Я не участвовал в переговорах.
Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо, примем еще телефонный звонок. Добрый вечер, вы в эфире.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Меня зовут Светлана, я из Москвы. У меня такой вопрос. Например, в районе середины Ленинского проспекта, где метро "Университет", вообще не принимается Рен-ТВ. Как ваш гость к этому относится и что они собираются с этим делать? И второй вопрос, почему они дают в печатные СМИ неправильную расстановку своих программ? Например, вчера "Формула-1" началась в 9 часов, а у них везде написано в 21.55?
Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно, спасибо. У меня тоже не принимается Рен-ТВ, тарелку приходилось покупать, чтобы дециметровые каналы принимались. Скажете что-нибудь по этому поводу или это тоже не ваша епархия?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Это не моя епархия, есть технические проблемы. Спасибо в любом случае за информацию, я нашим специалистам по проблеме с неправильной публикацией, если они есть, безусловно, разберемся.
Е.АФАНАСЬЕВА: Алло, добрый вечер. Вы в эфире.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Меня зовут Феликс, Москва. Скажите, пожалуйста, после всех пертурбаций на вашем канале стал ли ваш канал лучше? И если нет, то зачем все это было делать? Только честно, ради Бога. Спасибо.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Стал ли он лучше - было бы хорошо, чтобы вы какую-то характеристику дали, вы дозвонились, у вас была возможность, потому что мы работаем для зрителей. Я думаю, что осень, новый телевизионный сезон, канал вводит новинки, ожидается ребрендинг, будут новые идеи, я думаю, вернемся - пообсуждаем.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вы не хотите сейчас говорить?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Какие новинки? Нет, сейчас не хочу.
Е.АФАНАСЬЕВА: А стал ли лучше, тоже не хотите?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Стал ли лучше, наверное, сейчас будут звонить еще зрители.
Е.АФАНАСЬЕВА: Хорошо, давайте немосковский звонок. Добрый вечер.
ГУДКИ
Е.АФАНАСЬЕВА: Сорвался звонок. Тогда московский. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Татьяна Георгиевна. Я хотела поговорить. У вас прекрасные выступающие, я только единственное хотела спросить, я человек немножко отставший от жизни, почему все время так много употребляете слово бренд? Ведь вы же русские люди.
Е.АФАНАСЬЕВА: Предложите аналог, русский вариант, русский синоним.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: А вот, наверное, ваш товарищ приглашенный скажет аналог.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вы не знаете?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Я не знаю.
Е.АФАНАСЬЕВА: Илья, знаете ли вы аналог слову "бренд"?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Ну, во-первых, много употребляли, эту тему уже закрыли, больше не будем ее развивать. Я сказал, когда говорил о бренде, что бренд для телеканала это его ценность, его принципы, которые разделяют его журналисты.
Е.АФАНАСЬЕВА: Составляющими бренда Рен-ТВ, кроме того, что это, конечно, была семья Лесневских, были и такие люди, как Оля Романова, еще несколько человек. Вам не кажется, что потеряв эти составляющие, канал много потерял? Именно составляющие бренда, хоть это слово нашей слушательнице не нравится, а не просто какие-то интересные лица в руководстве или в эфире.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Вы знаете, настоящие бренды - извините, опять к этой теме возвращаемся - характеризуются тем, что они способны пережить своих создателей благодаря опять же тем ценностям и тем принципам, которые были заложены при создании, потом были разделены теми или иными сотрудниками, аудиториями и живут дальше и развиваются.
Е.АФАНАСЬЕВА: То есть вы уверены, что удалось пережить создателей бренда Рен-ТВ?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Я считаю, что у Рен-ТВ большое будущее, в том числе и благодаря тем, кто создавал, конечно, канал.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот пишут: "Раньше смотрел только новости с Романовой, а теперь новости не смотрю вообще, только аналитику с Максимовской. Надеюсь, хоть она не исчезнет". Это Анна пишет. Давайте звонки все-таки будем принимать. Не Москва, добрый вечер.
ГУДКИ
Е.АФАНАСЬЕВА: Да что ж сегодня с немосковскими звонками. Еще раз попробуем. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Звонок из Самары. Олег Николаевич. Здравствуйте. Очень нравится ваш канал Рен-ТВ, у нас в Самаре показывают в большом объеме за небольшим исключением местных врезок. Новости ваши тоже очень нравятся.
Е.АФАНАСЬЕВА: Что именно нравится?
СЛУШАТЕЛЬ: А то что они все-таки отличаются от центральных каналов.
Е.АФАНАСЬЕВА: Чем?
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, допустим, на центральных каналах сюжеты бывают на одну и ту же тему, а здесь бывают другие сюжеты, из других городов.
Е.АФАНАСЬЕВА: Из других городов бывают и в "Вестях" сюжеты. Пример можете конкретный, что не показывают другие, что показывает Рен-ТВ?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Ну, сейчас навскидку не могу вспомнить. Но общее впечатление вполне благоприятное.
Е.АФАНАСЬЕВА: У вас есть вопрос к нашему гостю?
СЛУШАТЕЛЬ: Вопрос такой. В связи с тем, что хозяин у канала поменялся, будет ли увеличение немецких передач, фильмов, каких-то программ на вашем канале?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Ну, этот критерий не является главным, определяющим и общепринципиальным при принятии решения о выпуске той или иной программы, ее качества. Потенциальный интерес, региональность, ведущий, ну и так далее, профессиональные характеристики, конечно, определяют решение.
Е.АФАНАСЬЕВА: Галина из Москвы спрашивает: "Посоветуйте, с каких программ начать знакомство с вашим каналом? Я его совсем не знаю".
И.КУЗЬМЕНКОВ: Я думаю, что с тех программ, которые определяют сегодня лицо канала. Это новости, программа "Неделя" с Марианной Максимовской, трансляция "Формулы-1".
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот такой набор вам, Галина.
И.КУЗЬМЕНКОВ: "Военную тайну" еще посоветовал бы.
Е.АФАНАСЬЕВА: Алло, добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Николай. Видите ли, насчет синонимов к бренду. Когда-то было такое выражение "наша марка". Это одно. Лицо - это другое. Особость - это третье. А вообще-то, журналисты могли бы посмотреть словарь и найти еще десять синонимов брендов к такому примитивному слову. Оно настолько не несет в себе ничего необычного, настолько заурядное.
Е.АФАНАСЬЕВА: Спасибо. Вы хотите что-либо по поводу Рен-ТВ сказать?
СЛУШАТЕЛЬ: А по поводу, да товарищ прав, все они одинаковые, одна ерунда.
Е.АФАНАСЬЕВА: Товарищ один из этих одинаковых каналов и делает, он же не со стороны пришел.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Ну я и говорю, он прав, все каналы одинаковые.
Е.АФАНАСЬЕВА: Значит, он делает свою работу плохо, если его канал такой же, как другие.
СЛУШАТЕЛЬ: Ой, что-то я вас плохо слышу, у меня, наверное, телефончик плохой.
Е.АФАНАСЬЕВА: Телефончик, оказывается, плохой. Интересный слушатель нам попался. Давайте немосковский звонок. Добрый вечер.
ГУДКИ
Е.АФАНАСЬЕВА: Звонки срываются один за другим. "Будет ли продолжение "Холостяков"?". Это, наверное, не к вам вопрос?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Не ко мне.
Е.АФАНАСЬЕВА: Что-то слушатели так возбудились искать синонимы к слову "бренд" - и "марка", и "торговая марка" и все прочее. Заинтересовал их этот вопрос. Давайте попробуем немосковский звонок.
ГУДКИ
Е.АФАНАСЬЕВА: Еще раз попробуем.
СЛУШАТЕЛЬ: Игорь из Самары.
Е.АФАНАСЬЕВА: Только Самара дозванивается.
СЛУШАТЕЛЬ: Да, я слышал. Канал, конечно, очень хороший, а вопрос такой к редактору: будет увеличено количество передач информационно-аналитических типа "Военная тайна", Марианны Максимовской?
Е.АФАНАСЬЕВА: Вы имеете в виду что - время или количество выхода в эфир?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Нет, передач еще, типа как на 2 канале, "Подробности", "Зеркало" когда-то было со Сванидзе.
Е.АФАНАСЬЕВА: Да и есть еще "Зеркало". Спасибо за вопрос.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Да, я считаю, что у нас есть некоторый недостаток жанров, которые отражают ранг общественно-политической тематики, я сейчас над некоторыми идеями по развитию, расширению информационно-политического вещания работаю. Пока не могу конкретно сказать, но я думаю, что расширение будет.
Е.АФАНАСЬЕВА: Илья, что-то вы нам все говорите общие слова. Ну хоть что-то пообещайте. Вы же профессионал в пиаре. Надо же интриговать слушателя, он же ваш зритель.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Канал готовится к осеннему сезону, каждый год свои новинки, свои сюрпризы и не стоит о них говорить раньше.
Е.АФАНАСЬЕВА: Как военную тайну держит секреты Илья Кузьменков, главный редактор Рен-ТВ. Пожалуйста, ему вопросы. Алло, добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, звать меня Константин. Вопрос чуточку неожиданный, я, может, чего-то прослушал, скорее, пожелание. Очень хотелось бы заново видеть на канале Ольгу Романову. Спасибо. Возможно?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Спасибо за пожелание, примем во внимание.
Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте не хитрить, скажите, пожалуйста. Это вообще возможно или это нереально, если человек ушел с канала со скандалом и мы помним, с каким.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Знаете, я не вижу сейчас в этом острой необходимости, не вижу логики. Должна быть какая-то последовательность. Понимаете, канал не лавочка, пришел, ушел, зашел.
Е.АФАНАСЬЕВА: Ну тогда честно говорите "нет".
И.КУЗЬМЕНКОВ: Нет.
Е.АФАНАСЬЕВА: Вот так, а что ж вы говорите "спасибо", еще что-то. Нет, не вернет Илья Кузьменков в эфир Ольгу Романову, даже если бы она и согласилась, в чем тоже, наверное, вопрос. Алло, говорите, вы в эфире. Добрый вечер.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день, Леонид, Москва. Я хотел узнать у Ильи, скажите, пожалуйста, я просто смотрю у вас только "Неделю" с Максимовской и "Симпсонов", и хотел бы узнать, не собирается ли канал вообще поменять так называемый тагель-груп, чтобы как раз побольше этих…
Е.АФАНАСЬЕВА: Вы так между собой, профессионалы, разговариваете. Переведите уж термин для слушателей.
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, в общем, для телезрителей.
Е.АФАНАСЬЕВА: Так что, не собирается ли канал менять целевую аудиторию, я вас правильно поняла?
СЛУШАТЕЛЬ: Ну да.
И.КУЗЬМЕНКОВ: Менять - нет, расширять - да.
Е.АФАНАСЬЕВА: А как вы определяете сейчас свою целевую аудиторию? Чем она отличается от аудитории других каналов?
И.КУЗЬМЕНКОВ: Сейчас отличие целевой аудитории Рен-ТВ в том, что в отличие от большинства других каналов равную, а подчас прео