Скандал по поводу финансирования строительства КЗС и КАД подняли в Петербурге неожиданно нагрянувшие депутаты Госдумы. Во вторник группа федеральных парламентариев комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям устроили объезд двух крупнейших строек Петербурга для того, чтобы понять, на что город просит дополнительные средства из федерального бюджета. А позже на совещании в Смольном они высказали множество претензий к ходу строительства КЗС и КАД. Но деньги все равно решили выделить. В городском правительстве считают, что депутаты Госдумы просто выпускали пар и занимались "пиаром".
Претензий было много, ответов на них – мало. Интересовались визитеры, почему затягиваются сроки сдачи объектов, почему строители подробно не отчитываются за каждый этап работы и за каждый рубль, и почему с недобросовестными подрядчиками снова заключают договоры. Правительство города пыталось убедить их в необходимости дополнительного финансирования двух крупных городских проектов. На что депутаты Госдумы заявляли, что денег и так выделено предостаточно.
Вопросы у народных избранников по финансированию КАДа возникли в связи с претензиями Счетной палаты РФ. А также к качеству трассы на участке от Горской до Приозерского шоссе, который начали строить еще в 2001 году до утверждения инженерного проекта. Как обнаружили специалисты, после десяти месяцев эксплуатации асфальтовое покрытие там имеет поперечные трещины. Финансовые претензии на заседании в Смольном к руководителю дирекции по строительству транспортного обхода Борису Мурашову высказывал председатель комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум. По его словам, выделенные из федерального бюджета средства на строительство восточного полукольца не осваивались в полном объеме, при этом стоимость проекта за эти годы выросла на 40 процентов. Сметы на выполненные работы подписывались с завышением в 20 раз, то есть прием работ фактически был формальным, фиктивным.
В ходе строительства многострадальной дамбы, которому в этом году исполняется 25 лет, тоже были найдены недочеты. Напомним, что в феврале текущего года было выявлено значительное отставание от графика работ по возведению КЗС, а также нецелевое использование 29,7 миллиона рублей. Скандально известный депутат Госдумы Александр Хинштейн пообещал, что после полной проверки объекта Счетной палатой РФ, материалы о нарушениях будут направлены в прокуратуру. По всей видимости, между депутатами Госдумы и городским правительством развернулась борьба за федеральные деньги. При этом визит парламентариев совпал с назначением еще петербургского чиновника Владимира Бланка на работу в Федеральное агентство по строительству и ЖКХ – ведомство, которое непосредственно занимается строительством КЗС.
Борис Мурашов пытался "отстоять" КАД. "У нас в Арбитражном суде исков с подрядчиками на 359 миллионов рублей", - оправдывался он, отвечая на вопросы Мартина Шаккума. Мурашов также разъяснил, что из лимитных 5,1 миллиарда рублей, предусмотренных на строительство восточного полукольца в 2006 году, освоено 2,8. Однако, если, по его словам, при строительстве этого объекта исходить из 5 миллиардов рублей, то КАД может превратиться в очередной долгострой, так как за такие деньги она завершена не будет. А для того, чтобы в установленные сроки сдать восточное полукольцо, то на его расширение с четырех до восьми полос в 2006 году необходимо 8 миллиардов. Недовольство тем, что КАД изначально была запланирована как четырехполосная трасса выразила и губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. "Лучше бы вообще не начинали стоить", - заявила она. Также, по словам губернатора, мешает развитию КАД и отсутствие развязок, без которых трасса, по сути, не имеет практически никакого смысла.
Напомним, что строительство КЗС предполагается завершить к концу 2008 года. А сквозное движение по восточному полукольцу КАД планируется открыть к 1 июля, окончательно все работы здесь будут завершены к 1 сентября 2006 года. Сейчас ведется строительство II очереди западного полукольца от Московского до Таллиннского шоссе. В результате к 2008 году можно будет проехать уже до Таллинского шоссе, а к 2012 году будет достроен последний участок КАД - от Таллинского шоссе до станции Бронка.
Вопросы, связанные с финансированием строительства КАДа поднимались в последний раз на совещании и министром транспорта Игорем Левитиным в начале июня. Тогда он заявил о том, что больше увеличивать суммы на эти цели не будут. Однако в связи с принятием решения о расширении восточного полукольца возможно перераспределение денег на разных этапах – в зависимости от объема работ. Дополнительные средства выделят только на строительства КАД от Таллинского шоссе до Бронки. Но появление этой части трассы будет иметь смысл только в том случае, если к 2008 году будет построена автомобильная дорога через дамбу.
Пока же средства на строительство КАД, по словам Бориса Мурашова, распределяются следующим образом: в 2006-м необходимо 19,6 миллиарда рублей, в 2007-м – 37 миллиардов рублей, а в 2008-м – 20,9 миллиарда рублей. Вице-губернатор Александр Вахмистров по окончании совещания заверил: деньги будут выделены. По его мнению, депутаты Госдумы разных фракций возмущаются потому, что им не понятно, как расходуются те огромные средства, которые направляются на строительство петербургских объектов, и нужны ли они в таких количествах.