Медиановости

21 июня 2006 15:48

Общественные СМИ: прощай, "Первый"?

ABC, BBC, CBC — это не бессмысленная последовательность букв. Это явление, называемое во всем мире общественным вещанием. Оно действует в большинстве развитых стран и помогает поддерживать и совершенствовать гражданское общество. Именно общественные телеканалы обычно первыми затрагивают острые темы, борются с внутригосударственными проблемами и со временем превращаются в большие медиаимперии, независимые от воли властей.

Такие компании имеют достаточно длинную историю в Австралии, Великобритании, Канаде (ABC, BBC, CBC соответственно). В этих странах низок уровень коррупции и как нигде уважаются права человека. Во многом благодаря общественным телерадиокомпаниям.

Что такое общественное вещание

Public broadcasting, в переводе с английского — "общественная трансляция", зачастую воплощает собой идеал "четвертой власти". Оно работает для "оздоровления общества". В отличие от коммерческого и государственного, общественное телерадиовещание не преследует целей по пропаганде идей заинтересованных лиц и отражает происходящие события независимо.

Итак, что же такое общественные СМИ? Это, во-первых, те, которые финансируются независимо от государства и частных структур. Во-вторых, они преследуют гуманитарные цели — социализацию, повышение уровня образования (все помнят серию "BBC Живая природа" или скандальных "Телепузиков"), освещение насущных проблем населения. В-третьих, они вещают на всю страну (часто и на весь мир), не делая исключений. В-четвертых, общественные каналы удовлетворяют вкус каждой группы населения. Например, BBC имеет несколько радиостанций и телеканалов, транслирующих передачи на абсолютно все темы — музыка, кино, аналитика, новости, развлечения и другие. BBC Radio 1 слушает и российская молодежь. Наиболее востребована передача Essential Mix одного из лучших радиоведущих в мире — Пита Тонга, где известные ди-джеи в течение двух часов проигрывают свои свежие "миксы". На этом молодежном радио есть программы разных стилей — хип-хоп, рок, регги. В эфире обсуждаются острые молодежные темы.

В-пятых, общественное вещание учитывает интересы меньшинств — национальных, сексуальных — и затрагивает темы, волнующие именно их. Помимо этого, оно стремится не к рейтингу, а к качеству — это ему позволяют преимущественно некоммерческие доходы.

Публичное телерадиовещание может иметь несколько источников финансирования. Во-первых, это специальный косвенный налог, взимаемый с граждан — license fee (Великобритания). При такой системе каналы обычно не размещают в эфире рекламные ролики. Во-вторых — заложенная в бюджет государства специальная статья расходов на общественные СМИ. Третьим источником может быть реклама и продажа передач другим каналам (Британский Channel 4).

В России все "хорошо"

В России ситуация со средствами массовой информации достаточно сложна.

В 90-е годы в стране действовало несколько государственных и коммерческих каналов.

К  2006 году частное вещание сдало свои позиции: был закрыт ТВ-6, фактически национализирован НТВ и лишился своих отцов-основателей REN TV. Некоторое время назад Первый канал назывался "Общественным российским телевидением", но ничего общего он с public broadcasting не имел, как не имеет сейчас. Дело в том, что ОРТ всегда принадлежал государству и преследовал только властные интересы — пропаганду новых законопроектов, смягчение народного недовольства, рекламу прогосударственных политиков. По данным Союза журналистов РФ, 91% эфирного времени канала посвящено действиям президента, партии "Единая Россия" и правительству. Их работа освещается только с положительной стороны. Примерно такая же ситуация и с другими каналами  — "Россия", НТВ, Рен-ТВ.

Идея создания общественной, по-настоящему независимой медиаструктуры пока даже не витает в воздухе. Во многом это связано с невысоким уровнем политической активности и слабой общественной активностью населения. Являясь индикатором наличия гражданского общества, публичное вещание пока не готово к появлению в нашей стране. Поколение потерявших свои деньги в финансовых пирамидах, обманутых приватизацией людей отвернулось от политики.

С этого поколения "отцов" взяли пример и "дети" — нынешние студенты вузов и техникумов, согласно социальным опросам, не только аполитичные, но и анемичные, то есть лишенные всякого интереса к окружающей действительности.

Надежда остается

С другой стороны, недавно министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил о необходимости создания в стране общественного канала. Идея сразу получила поддержку в среде журналистов и общественных деятелей. Воскрес всеми забытый Фонд развития общественного телевидения, главой попечительского совета которого стал известный журналист Владимир Познер. Он незамедлительно пообещал "заинтересовать идеей общественного канала представителей власти на самом высоком уровне, включая президента Путина".

Создать общественное телевидение в России возможно на базе крупного медиа-холдинга ВГТРК, в который входят такие каналы, как "Россия", "Спорт" и такие радиостанции, как "Юность", "Маяк" и "Радио России". Другой вопрос в том, что журналисты этих СМИ, за долгие годы государственного контроля выработавшие привычку отбрасывать все либеральное и идущее в разрез с официальной идеологией, могут физически не адаптироваться в новой, независимой организации.

Надо признать, мысль Грефа быстро забылась. Процесс движется очень медленно вот уже 16 лет и понятно, что может затянуться еще надолго. Пока же остается только признать, что в отсутствие предпосылок необходимость в независимом вещании существует.

Кирилл Мокшанов, создатель журнала о путешествиях Po.lete.li   и мужского журнала Maleday.ru .