Деловые реалити-шоу существуют на российском телевидении около года. Но если на Западе подобные программы входят в число лидеров по любви зрителей, то россияне предпочитают следить за развитием сюжетов телесериалов. Исправлять ситуацию будут Герман Греф и Владимир Потанин.
В 2005 году реалити-шоу The Apprentice американского телеканала NBC вошло в тройку самых рейтинговых программ в мире. Своим успехом шоу обязано автору идеи Марку Бернетту, придумавшему также шоу Survivor (российский аналог — "Последний герой"), и ведущему — ха-ризматичному миллиардеру Дональду Трампу. 16 молодых мужчин и женщин боролись за право возглавить одну из компаний строительного магната и получать за это $250 тыс. в год. За их усилиями уже третий сезон следит вся Америка — каждую серию шоу на канале NBC смотрят около 20 млн телезрителей, а финальный двухчасовой выпуск второго сезона собрал у экранов 28 млн человек (доля аудитории составила 34%). После успеха американского варианта права на показ оригинального американского шоу закупили 16 стран, британские и немецкие телевизионщики с успехом выпустили собственные аналоги Apprentice. С российского варианта Apprentice — шоу "Кандидат" — канал ТНТ летом 2005 года начал внедрение формата делового реалити на отечественном ТВ. Генпродюсер канала Дмитрий Троицкий убежден, что "тема работы, карьеры и статуса — вторая по широте после любви. Ведь вопросы работы, как и любви, касаются каждого".
В то же время проблемы бизнесменов и даже топ-менеджеров вряд ли волнуют россиян так же, как жителей Западной Европы или США. Так, по данным нескольких исследований, у большинства современных россиянок в среднем возрасте (основных телезрительниц) в системе ценностей лидируют семья, здоровье, внешность, а карьера занимает обычно четвертое или пятое место наряду с родственными взаимоотношениями. Что же касается вопросов создания собственного бизнеса, то в России только 19% трудоспособного населения занято "своим делом", тогда как в Европе — 70%.
На что рассчитывают создатели деловых форматов?
"вы уволены"
С первым деловым реалити канал ТНТ был осторожен. По словам Дмитрия Троицкого, на этот жанр на канале обратили внимание еще несколько лет назад и всерьез обдумывали покупку шоу Dragon‘s Den (прототип "Капитала"), но, подумав, решили, что "еще не время со всем этим бизнесом лезть". Эксперимент с новым жанром решили начать только в 2005 го ду с проверенного продукта — лицензионной версии американской программы The Apprentice. Роль Дональда Трампа доверили известному ресторатору Аркадию Новикову.
Специальных исследований готовности публики к деловым форматам на канале не проводили, руководствовались интуицией: "Оказалось, что людям интересно не просто заглянуть в мир бизнеса, а узнать вполне конкретную информацию: как устроиться на работу и сделать карьеру", — делится Троицкий.
"Кандидат" выходил в эфире ТНТ с июля по ноябрь 2005 года раз в неделю в 22,00 по воскресеньям. "В конце уик-энда люди уже настраиваются на понедельник, и шоу "Кандидат" было для них плавной подготовкой к рабочей неделе", — говорит Троицкий. По данным ТНТ, до появления шоу доля канала в этом слоте среди аудитории 18—30 лет составляла 9,8%. В дальнейшем, с 31 июля по 2 октября, "Кандидат" увеличил ее до 12,7%. Это позволило ТНТ занять в этом слоте третье место по аудитории 18—30 лет среди крупнейших российских каналов (доля СТС в нем у той же зрительской аудитории составила 10%, НТВ — 8%, Ren TV — 3%).
Вслед за успешным "Кандидатом" на ТНТ начали подготовку собственного проекта - "Офис". Новое деловое реалити решили выпускать ежедневно в прайм-тайм в 20.00.
Проект отличался тем, что в нем не было се-лебрити от бизнеса. В замкнутом пространстве офиса собрали 12 человек и, выбрав среди них босса, а остальных разделив на менеджеров и рабочих, заставили бороться за лидерство
Несмотря на любовь к сериалам, желающих наблюдать за офисными войнами — "Мисс Азия — 2005" стала уборщицей, а гендиректора отправили в отставку в результате ночного переворота — среди зрителей оказалось немного. По данным TNS Gallup Media, после первых трех недель эфира в 20,00 по будням "Офис" набирал среднюю долю в 2,7% — показатели, неприемлемые для прайм-тайма. Начиная с 9 марта выпуски программы по будням стали выходить в 15,00, где ее средняя доля достигла 6,2% (по России аудитория — 4+).
На ТНТ оправдывают провал "первого шоу о любви к работе" обострением конкуренции в слоте. В это время прямые конкуренты ТНТ — НТВ и СТС — собирают очень большую долю. Особенно СТС. С сентября 2005 года в 20,00 на канале идет суперпопулярный сериал "Не родись красивой".
"Офису" Екатерина Пушкарева насолила тем, что каждый раз записывает на свой счет среднюю долю в 30% в вечернем эфире. Специалисты не припомнят за последние годы ни одного проекта с такими долями, поэтому в 20,00 на ТНТ получить долю в 10% сейчас просто неоткуда. "Не родись красивой" забирает аудиторию 18—45 лет, которая как раз и способна воспринимать деловые реалити. Александр Пронин, руководитель департамента исследований СТС, не скрывает гордости за свой продукт: "У НРК достаточно широкая аудитория, ядро 18—45 лет составляет чуть больше женщин, чем мужчин. Хотя среди мужчин тоже высокие показатели. Вот, к примеру, вчера доля НРК по Москве была 30%, по России — порядка 28%".
При запуске нового шоу медиапланнеры, как правило, в первые две-три недели присматриваются к проекту и настроены по отношению к нему скептически. "Как "Кандидат", так и "Офис" получили очень мощную рекламную поддержку в первые три недели выхода в эфир, поэтому в эти три недели аудитория шоу росла именно за счет рекламных вложений, — рассказал ИР медиапланнер одного из агентств. — После окончания кампании, если шоу успешное, у программы формируется пул постоянных зрителей, но динамика увеличения аудитории должна сохраниться". Динамика доли аудитории "Офиса" оказалась положительной только после переноса выходов программы на дневное время.
первоначальный капитал
Проекты ТНТ — не единственные в деловом жанре. На молодежном кабельном канале О2ТВ при поддержке холдинга "Финам" еще в апреле должно было начаться реалити-шоу "Гонка трейдеров". При разработке формата использовались интеллектуальные игры — например, "Своя игра", а также деловые и новостные передачи. Все шоу будет построено вокруг смоделированной игры на бирже, где каждый из участников, используя свой домашний компьютер и интернет, будет зарабатывать деньги. В шоу должны принять участие молодые люди 18—30 лет.
Правда, пока проект в эфире не появился. Шеф-редактор канала Михаил Гер обещает старт проекта в начале июня.
Как стало известно ИР, телекомпания "Авторское телевидение" (АТВ) на прошлой неделе подписала с ТНТ договор на продажу каналу 15-серийного делового реалити "Шанс", которое было создано АТВ и лежало на полках телекомпании с декабря 2005-го. "Идея „Капитала“ ТНТ очень похожа на „Шанс“, только съемки "Шанса" стартовали почти на год раньше, — рассказывает Людмила Сатушева, заместитель главного редактора АТВ. — В нашем шоу также команда игроков борется за самый крупный в истории реалити приз — $500 тыс. (Трамп давал победителям только $250 тыс.), демонстрируя личностные взаимоотношения и предлагая собственные бизнес-проекты (например, один из участников предложил производить черную икру из водорослей), а также решая различные бизнес-кейсы по ходу игры. В финале команды должны были открыть собственный бизнес в Москве.
На создание проекта ушло около 5 месяцев и несколько миллионов долларов. "Изначально планировалось, что шоу будет выходить в "хоккейном" варианте", то есть мы снимаем серию и тут же выдаем ее в эфир", — говорит Людмила Сатушева. Но инвестору проекта владельцу Национальной резервной корпорации Александру Лебедеву только сейчас удалось убедить каналы в перспективности этого шоу. На ТНТ "Шанс" выйдет в эфир уже с 17 июля в слоте в 15,00 по субботам и воскресениям.
В общем, тему бизнеса, в отличие от любви, беспроигрышной назвать пока нельзя. "Для основной аудитории телезрителей проблемы бизнеса очень далеки, — дает свое объяснение Александр Пронин с СТС. — Россия — не Америка, где формат The Apprentice с Трампом набирает супер рейтинги. США — страна с огромной культурой бизнеса, а у нас он еще только начинает развиваться. В бизнес вовлечены узкие слои населения, и они практически не смотрят ТВ. Едва ли в России деловые форматы в ближайшее время будут иметь такой же большой успех, как и в США".
Руководство ТНТ сомнения конкурентов и неудачи нескольких проектов в нише бизнес-реалити не пугают. 14 мая канал запустил новый деловой продукт — лицензионное шоу "Капитал", права на которое обошлись ТНТ приблизительно в $3 млн. Суть шоу заключается в том, что совет из нескольких миллиардеров рассматривает бизнес-идеи героев. "В этом формате есть драйв: бедный изобретатель и пять миллиардеров, — отмечает Троицкий. — Пока рано говорить, насколько успешным окажется проект". Но уже сейчас руководство канала строит планы: если проект окажется удачным, то его продлят.
"Капитал" идет в рамках пакета из так называемых "мини-реалити", который предполагает 12—15 серий и выходит в эфире ТНТ раз в неделю. ТНТ уже показал "неделовые" мини-реалити "Настоящий мужчина", "Возможности пластической хирургии". Сейчас готовится к эфиру "Ребенок-робот". Среди "собратьев-лилипутов" "Капиталу" снова отведен прайм-тайм — по воскресениям в 20.00.
Эксперты обращают внимание на то, что россияне не привыкли смотреть фильмы или шоу "с продолжением" раз в неделю. Но на ТНТ уверены, что зритель обучаем и ему не чуждо привыкание.
Впрочем, есть у "Капитала" угроза и пострашнее привычек и повадок телезрителей. Оказавшись в эфире в 20,00, шоу вновь столкнется с сериалом "Не родись красивой". Идея повторять все пять серий в воскресенье с 17 до 21 часа пришла в голову Александру Пронину еще во времена трансляции сериалов по детективам Донцовой. "В свое время в воскресенье период с 17 до 21 вечера был одним из наиболее сложных слотов для СТС, молодежь в большинстве своем еще не у экрана, — рассказывает руководитель департамента исследований СТС. — Чтобы бороться с малой долей этого слота, мы решили показывать в это время повторы". На СТС говорят, что поставить повторы "Не родись красивой" было своеобразным тестом на лояльность аудитории. Пронин утверждает, что 50% из тех, кто смотрит вечерние показы по будням, смотрят сериал и по воскресеньям.
Оценивать "Капитал" еще, конечно, рано. Хотя первые результаты уже есть.
По данным TNS Gallup Media, рейтинг пре-мьерного показа шоу превысил по Москве средние показатели канала. Доля программы в аудитории 18—30 лет составила 11,7%. Но, как выясняется, даже герои шоу не являются поклонниками жанра бизнес-реалити. "В проекте я принял участие, потому что мне предложил Роман Петренко, — отмечает Павел Теплухин, президент компании "Тройка Диалог". — Но, честно говоря, аналогичные шоу я не смотрю".
прозрачный бизнес
Помимо коммерческих целей создатели и участники "деловых" телепрограмм преследуют еще одну — имиджевую. Почему именно Аркадий Новиков стал первым ведущим "Кандидата"? Потому что "он — прозрачный бизнесмен". В массовом сознании, говорит Троицкий, образ капиталиста до сих пор криминализирован. На ТНТ пытаются создать "другую мифологию", в которой предприниматель или менеджер - занятие, требующее таланта, ума и упорного труда.
Естественно, героям шоу такой имидж не помешает. После успеха первого "Кандидата" на канале решили привлечь к следующему проекту фигуру покрупнее. Переговоры с Владимиром Потаниным начались сразу после окончания первого проекта и продлились почти пять месяцев. Но закончились успешно. Как выяснилось, глава "Интерроса" внимательно следил за борьбой кандидатов на работу у Аркадия Новикова. Поэтому уже на первой встрече с представителями ТНТ вносил свои предложения, придумывал новые испытания участникам. "Он сам азартный игрок, — делится впечатлениями Троицкий. — Со своими менеджерами он тоже ведет "игру", что-то вроде домино".
Об имидже российского бизнесмена задумываются и государственные деятели. В одном из выпусков программы "Шанс" появится глава Минэкономразвития РФ Герман Греф.
В "Капитале" и вовсе собралась целая когорта бизнесменов. Судьбу изобретателей и собственные задачи решают Андрей Кор-кунов, Сергей Недорослев, Евгений Чичвар-кин, Павел Теплухин и Надежда Копытина.
По словам Аркадия Новикова, задачи сделать себе PR, приняв участие в телешоу, у него также не было, но, разумеется, в результате PR-эффект был: "Нельзя сказать, что после "Кандидата" увеличилось количество людей в моих ресторанах — целевая аудитория шоу и ресторанов не совсем совпадает, но увеличилась личная популярность. А, как известно, перед популярными людьми открываются все двери. Именно в этом, а не в конкретном притоке посетителей и заключается эффект от участия в телевизионном проекте". Эффект действительно оказался заметным. Например, в предновогоднем номере "Большого города" Аркадий Новиков появился в списке "самых ярких персонажей года" вместе с Романом Абрамовичем, Анастасией Заворотнюк и Дартом Вейдером. Как стало известно ИР, успех первого "Кандидата" настолько вдохновил Новикова, что он решился на создание собственного реалити-проекта, правда, в интернете. После шоу Аркадию неоднократно задавали вопросы — как вы строите рестораны, как придумываете название, как рождается концепция и т. д. "В проекте мы попробуем ответить на все эти вопросы, раскрыть детали, секреты, внутренние процессы, из которых складывается ресторан", — рассказывает Новиков. Онлайн-проект стартует уже в июне и продлится до конца лета. Завершится он открытием нового ресторана Новикова — GQ-Bar, поэтапное создание которого и будет освещать проект.
Аналитик "Финама" Владислав Кочетков и не скрывает PR-задач проекта "Гонки трейдеров". "Учитывая то, что "Финам" — основной спонсор шоу, больше половины экспертов будут нашими сотрудниками", — отмечает Кочетков. Кроме того, во время "Гонок трейдеров" "Финам" собирается ликвидировать безграмотность населения в отношении фондового рынка. И, наверняка, компания преследует еще одну цель — сделать тех, кого она обучила грамоте, своими клиентами.
Даже сам ТНТ говорит об имиджевых дивидендах, принесенных программами "Кандидат" и "Капитал". "Кандидат — это серьезная программа. Создавая такие программы, ТНТ становится умнее. Показывая в последние годы самые разные программы, мы всегда отдавали себе отчет, что даже если "желтые" программы собирают высокие рейтинги, то это не значит, что производство таких программ — единственно возможный способ эти рейтинги получить. Драматургичность, актуальность, социальная полезность тоже приносят неплохие ди-виденты", — уповает на лучшее Троицкий.
Источник: ADME.RU