Один из последних либеральных островков в отечественном телеэфире - телеканал Ren TV - скоро может сменить владельцев. Его основатели Ирена и Дмитрий Лесневские, а также РАО "ЕЭС", владеющее 70% телеканала, ведут переговоры о продаже. Потенциальные покупатели - немецкий телеканал RTL, а также банк "Еврофинанс", контролируемый рядом госбанков. Эксперты полагают, что участие последних в покупке поможет обеспечить включение Ren TV в грядущую думскую и президентскую выборную кампании.
Ren TV начал вещание 1 января 1997 года. Сегодня потенциальная аудитория телеканала - 95 млн. россиян. В 2000 году основным владельцем телеканала стало РАО "ЕЭС" - за 30 млн. долларов у ЛУКОЙЛа была выкуплена 70-процентная доля ООО "Медиахолдинг РЕН-ТВ". 30% акций осталось в собственности основателей канала Ирены Лесневской и ее сына Дмитрия. В 2001 году РАО затеяло реформу энергетики, подписав этим себе смертный приговор: по плану реформы к 2007 году РАО должно быть ликвидировано. К этому же сроку должны быть проданы все его непрофильные активы, в том числе Ren TV. У Лесневских есть преимущественное право покупки доли РАО.
Еще в прошлом году в интервью ГАЗЕТЕ Ирена Лесневская говорила о скорой продаже доли РАО и даже называла того, кому в итоге она может достаться: немецкий телеканал RTL, входящий в медийную империю Bertelsmann. В России Bertelsmann известен проектами издательского дома Gruner+Jahr (журналы GEO и Gala). Но сделка с немцами так и не была совершена. А участники рынка назвали еще одного претендента на Ren TV - банк "Еврофинанс Моснарбанк", который контролирует группа госбанков, включая Внешэкономбанк и Внешторгбанк. "Еврофинанс" уже владеет акциями телекомпаний НТВ (30,56%), ТНТ-Телесеть (28,27%), НТВ-Плюс (23,52%), санкт-петербургского "Пятого канала" (23%) и информагентства "Прайм-ТАСС" (50%).
Сейчас, похоже, переговоры о продаже Ren TV вошли в финальную фазу - ряд источников одновременно сообщил об этом. Потенциальные участники сделки - РАО "ЕЭС", "Еврофинанс" и Ирена Лесневская - дружно отказались обсуждать ситуацию. "Я могу сказать лишь, что переговоры ведутся. Но они ведутся уже три года, и никаких других комментариев у меня нет", - заявила Лесневская.
Между тем, по информации ГАЗЕТЫ, наиболее вероятной схемой сделки может быть такая: Лесневские воспользуются своим преимущественным правом и выкупят долю РАО "ЕЭС". Как рассказал ГАЗЕТЕ источник, близкий к Ren TV, по соглашению от 2000 года РАО за свою долю должно получить 30 млн. долларов плюс 20% от суммы за каждый год, в течение которого энергохолдинг был совладельцем телеканала. На сегодня это примерно 75 млн. долларов. После этого весь медиахолдинг Ren TV будет перепродан "Еврофинансу" и Bertelsmann. При этом "Еврофинанс" получит долю, составляющую 51%. Но если стоимость доли РАО известна, то за сколько Лесневские продадут весь медиахолдинг, и является сейчас основным предметом переговоров.
Эксперты считают, что мотивы, по которым "Еврофинанс" намерен участвовать в покупке, продиктованы политическими соображениями. "Ren TV хотя и не одна из ведущих кнопок, но имеет своего зрителя. В значительной степени это оппозиционно настроенная интеллигенция", - говорит замглавы Центра политических технологий Алексей Макаркин. Поэтому, по его словам, покупка госбанком "Еврофинанс" доли в Ren TV - шаг по подготовке к "сложной думской и президентской предвыборной кампании".
Впрочем, источник ГАЗЕТЫ, близкий к переговорам, говорит, что "покупки телекомпании любой ценой не будет". У "Еврофинанса" еще есть временной лаг для закрытия сделки: думские выборы пройдут в 2007-м, а президентские - в 2008 году.
"Разговоры о сделке ведутся давно, для нас в телекомпании это не новость. Но это не сфера моей компетенции", - заявила ГАЗЕТЕ Марианна Максимовская, заместитель главного редактора службы информации Ren TV. При этом она выразила надежду, что информационная политика телеканала "в связи со сменой владельца не изменится". "Не надо бежать впереди паровоза, надо посмотреть, каковы будут заявления новых собственников", - говорит Максимовская. Но Макаркин считает иначе: "Вряд ли госструктура приходит, чтобы сохранить неприкосновенность редакционной политики".