Медиановости

22 апреля 2005 13:49

На MTV предпочитают черный юмор

Что такое MTV? Понятное дело - музыкальное телевидение. Но можно расшифровать и по-другому: молодость и творчество. С тех пор как появился этот "вечнозеленый" (с точки зрения цветущего возраста, но не профессионализма!) канал, у питерских меломанов, столь же юных и безбашенных, образовалась круглосуточная отдушина. Рассказать о том, как вытанцовывается такой в высшей степени достойный нашего зрительского внимания проект, в редакцию "МК" в Питере" на чашечку кофе забрел руководитель программного производства MTV Александр Кротов.

Как-то в редакции "МК" в Питере" протекал обычный рабочий день: закипали телефоны и компьютеры, по "дому творчества" сновали журналисты, время от времени бросавшие в пространство ключевые фразы будущих шедевров, взмыленные редакторы метались между писателями и дизайнерами, осторожно, чтобы не вызвать землетрясение, в творческий процесс вторгались представители рекламы и PR - сообщить, что какой-то материал слетел или появился в последний момент. Попади посторонний человек в этот "сумасшедший дом", он точно сошел бы с ума - а для нас это совершенно нормально, и даже здорово. Интересно - подумали мы - а как живут и творят наши коллеги по цеху на радио и телевидении? Их "закулисье" наверняка не менее интересно, чем выдаваемый продукт. Подумали и решили: их расспросить и вам рассказать - все без утайки.

- Саша, вы как-то отслеживаете, кто вас смотрит?

- Конечно. Время от времени заказываем опросы Gallup. В принципе, аудитория, на которую ориентирован канал, и реальная совпадают. Мы делаем продукт для молодых людей от 11 до 30 лет.

- И что им сейчас интересно?

- Я знаю, что их интересует, но не всегда могу это дать. Это тусовки-развлекаловки. На таких мероприятиях жестко отрываются тысячи молодых людей. Конечно, это развращает.

Что касается музыки, она, к сожалению, стала коммерческой. Основная масса слушает рока-попсы и попсы. Это своего рода сериал, только музыкальный. Раньше всему в противовес существовал андеграунд. Сегодня тоже есть небольшие группы, играющие в маленьких клубах, но масштаб не тот. По идее, от "сериалов" все устали, поэтому, думаю, скоро ситуация должна "взорваться".

- А если самим подраскачать: например, взяться за раскрутку какой-нибудь хорошей группы?

- Нам присылают разные кассеты, диски. Если музыка действительно хорошая, я с удовольствием расскажу в передаче, даже могу помочь снять клип. Но заниматься вплотную продвижением не стал бы. Интереснее наблюдать за развитием шоу-бизнеса как бы со стороны.

- В феврале стукнул год вашему первенцу - собственной питерской программе "Комильфо". Как поживает малыш?

- Передача вышла по общероссийским рейтингам в первую десятку. Оказалось, ее смотрит гораздо более взрослая аудитория, вплоть до пятидесяти.

Этот проект стал прецедентом среди региональных студий. MTV не давало никому делать свой продукт: в столице были уверены, что он будет отличаться по качеству, да и особой необходимости в нем не было. Но нам уж очень хотелось создать собственную программу.

Полгода ушло на то, чтобы убедить Москву. Снималось много пилотных версий. Нужно было найти идею, которая отличала бы нашу передачу от того, что есть на других развлекательных каналах. В то же время там должны быть новости из питерской музыкальной жизни. И эту изюминку мы нашли. Она спрятана в самом названии. Comme il faut в переводе с французского - "как надо". В одной рубрике программы звезды (основные ее герои помимо ведущих) должны учить наших зрителей, как надо и как не надо что-то делать. Очень занимательно: ведь звезда выступает в непривычной для нее роли. Это превращается в какой-то стеб. Например, ди-джей Цветков учил знакомиться с девушками. Кто-то выступал в качестве тренера по акробатическим трюкам. Прослышав историю про то, как на "Чай вдвоем" наехали полицейские, мы попросили артистов научить наших зрителей отбиваться от стражей порядка: с каким энтузиастом ребята тузили друг друга, забыв о камере! Мне очень понравилось, как Рома Зверь учил, как нужно собираться в дорогу. Весь сюжет снимался на одном дыхании, минут пятнадцать, и даже монтировать было нечего. Мы просто зашли к Роме в гостиничный номер, он открыл свой чемодан и начал изучать его содержимое, попутно комментируя. Оказалось, что Рома возит кучу совершенно ненужных вещей. И мы пришли к выводу, что все, кроме гитары, - лишнее. Сергея Зверева мы попросили отправиться на кухню одного ресторана и проявить свое поварское искусство. Он решил приготовить "Сексуальные сырники от кутюр". Получилось очень вкусно!

- А чему бы ты сам научил зрителей?

- Этот вопрос задаю себе постоянно: не всегда же звезда хочет задумываться, каким бы опытом стоило поделиться с поклонниками, поэтому у нас должны быть "домашние заготовки". Сегодня у меня осталась одна невоплощенная идея - научить петь серенаду. Хочу попросить это сделать Сергея Шнурова.

Ну, а главное, чему я сам успел научиться к своим 24 годам - это, наверное, общаться. Могу найти подход к разным людям, за короткое время узнать человека и дать ему рассказать о себе. Конечно, эту науку нужно продолжать осваивать до конца жизни.

- Я так понимаю, первые шаги в этом направлении сделаны на родном журфаке?

- Да. Оканчивая школу с золотой медалью, я вдруг понял, что... не хочу идти вообще никуда. Хотелось чего-то разностороннего. Перерыл все вузы, все факультеты, и единственное, что устраивало, - журналистика. Правда, в университете, как полагается, проучился только первый семестр первого курса, а потом просто сдавал экзамены. Никак не мог понять однокурсников, которые корпели над учебниками: можно подумать, кто-то из них собирался двигать науку на журфаке. Я решил осваивать профессию на практике и пошел работать в автомобильную газету.

- Машину купил?

- Да, купил и сдал на права. Но перед приходом на MTV продал и так без нее прекрасно обхожусь до сих пор.

- Наверняка ты меломан и музыкант.

- Еще в школе создал группу "Махаон". В учебнике биологии открыли случайную страницу и решили - пускай называется как бабочка. На гитаре учился играть сам, у знакомых. Очень нравилась "Нирвана", и, соответственно, мы писали в таком же жестком стиле. Параллельно вели школьные дискотеки, пользовавшиеся большой популярностью в нашем районе. Удавалось даже подзаработать на инструменты. А сейчас мы с моим школьным другом тоже сочиняем мелодии, уже с использованием компьютера.

MTV, можно сказать, мечта детства. Класса с третьего слушал Виктора Цоя. Потом появилась первая рок-радиостанция "Радио 1". В Ессентуках, куда поехал к бабушке на каникулы, по кабельному телевидению транслировался западный канал MTV. Мне это запало в душу: музыка плюс изображение! Тогда возникла мысль, что в подобном проекте я должен участвовать.

Конечно, следил за началом работы MTV в России. Выстроил предполагаемую карьерную лестницу: газета, глянцевый журнал, радио, потом телевидение. И вдруг наткнулся на объявление,

некоего телеканала, которому требовался менеджер по промоушену. Послал резюме, и мне позвонили с MTV. Я пришел в создающийся отдел маркетинга. (Тогда как раз решили создать в Питере представительский пункт. До этого здесь была только ретрансляционная станция. Вещание MTV шло в Москве, Питере и Воронеже.) Потом занялся своими программами.

- Как протекает ваше житье-бытье на канале?

- Во-первых, никакого расписания. Мы работаем круглосуточно. Но я, например, не считаю MTV за работу. Ведь для большинства пойти в театр или на концерт - это развлечение, а мне за это еще и деньги платят. Поскольку я сам меломан, знакомство с артистами и музыкантами очень интересно. У нашей команды общий образ жизни - эмтивишный. Конечно, у каждого есть своя личная жизнь, но она как бы переплетается с работой: по коридорам пробегают чьи-то дети, приходят чьи-то жены и мужья.

- Расскажи о ваших ведущих: они уже стали народными любимцами.

- Перед запуском программы мы устроили кастинг. Два дня отсматривали около шестисот претендентов. Основная масса была шестнадцатилетние, но был и дядя тридцати пяти лет, и сорокапятилетняя дама. Задание было очень простым: представьте, что вы в прямом эфире канала MTV. Говорите, что и как хотите. Если человек изначально не знает, что бы такого интересненького сказать, значит, ему тут нечего делать. Тут важна специфика канала: ведущий должен быть "безголовым" в хорошем смысле, уметь развеселить публику и завести любую звезду.

Один из ведущих - Нильс - человек-экстрим. Это проявляется во всем, от внешнего вида

- огромных татуировок и эпатажной прически - до увлечений. Очень спортивный, любит парашюты, дельтапланы. Инициатор всех "опасных сюжетов" с мотоциклами, машинами и лошадями. Если бы появился гусь соответствующих размеров, Нильс обязательно на нем бы полетал! Он учился в техническом вузе, но очень любит историю. Абсолютно без комплексов, со здоровой агрессией, способной завести собеседника, и с юмором. Кстати, у нас мужская часть коллектива очень ценит черный юмор.

Другая ведущая - Мята - заканчивает журфак. Ведет активный образ жизни, катается и на обычных лыжах, и на водных. Она привнесла в наш мужской коллектив мягкую женскую струю. Никогда не видел ее раздраженной, хотя поклонники иногда донимают.

- Саша, возраст для молодежного ТВ - принципиальный момент?

- Я пришел на MTV в двадцать, и был самым младшим. Сейчас у нас разновозрастный коллектив, но это совершенно не ощущается, все молодые и сходятся на любви к музыке. В принципе, идеальный вариант - от 18 до 25. Зрители должны заряжаться свежей энергией. Тем не менее, есть такие примеры, как московский ведущий Александр Анатольевич, которому не меньше сороковника. Но он тоже молодится. Надеюсь, что буду таким же: доберусь до тридцати и застряну. Не представляю себя серьезным человеком с серьезной машиной, серьезной работой и "в галстуке". Телевидение и музыка - это навсегда!

Нынче программный идеолог готовит очередной прорыв на питерском MTV. Есть целый список проектов, но еще не решено, какие из них стартуют (читатели "МК" в Питере" узнают о премьере первыми!). Одна фишка настолько любопытна, что в Москве ее сразу предложили запустить на всю Россию, но испытательным полигоном все же станет Питер. А еще Саша мечтает когда-нибудь собрать целый стадион и спеть, да так, чтобы обязательно понравилось. Он еще не знает, что именно споет, но уверен, что это будет мощный поток положительной энергии, который захлестнет зрителя. Такой же, какой сейчас льется с экрана телевизора, настроенного на канал MTV.