Медиановости

22 апреля 2005 13:18

"Смена" между прошлым и будущим

В новом здании на улице Мира, 34, где с января "прописана" редакция газеты "Смена", Балтийским информационным агентством был проведен "круглый стол", посвященный проблемам журналистики. Мероприятие приурочено к 85-летию газеты "Смена" и 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Ваш дом - наш дом

Первым попросил слово главный редактор "Смены" второй половины 70-х, а ныне депутат Государственной думы Российской Федерации Геннадий Селезнев. Он выразил надежду, что в новом здании "Смена" наконец-то совьет "нормальное гнездо".

- То, что сегодняшнее поколение сменовцев решило серьезно посмотреть на прошлое своей газеты, - замечательно! - сказал Геннадий Николаевич. - Хотя "Смена" и меняла адреса, учредителей, но одно оставалось неизменным - название. Даст Бог, восстановятся и традиции. Все годы своего существования "Смена" шагала в ногу со временем. Менялось время - менялась газета. Но в любом случае история у нашей газеты - особая, "Смена" - старейшая молодежная газета страны. И не хочется, чтобы сегодняшние сменовцы думали, что они все начинают с чистого листа.

Мне очень жаль, что сегодня в газетах очень редко можно увидеть материалы с пометкой "вчера". Это говорит о том, что журналисты либо разучились быстро реагировать на происходящие события, либо они просто ленивы. Либо редактор торопится со сдачей номера.

Я помню время, когда наша газета на зависть "Московскому комсомольцу" выходила тиражом 230 000 экземпляров. А у "МК" только 110 000! Главный редактор "МК" не скрывал, что не может понять и объяснить нашего феномена. Дескать, провинциальная "Смена" превосходит столичный "МК" тиражом более чем в два раза. Мне кажется, причина заключалась в оперативности. Приведу пример. Редактор отдела рабочей молодежи Михаил Белоусов, ныне возглавляющий кафедру журналистики в Университете сервиса и экономики, узнал, что ночью ожидается сход с конвейера стотысячного трактора "Кировец". Наутро первый секретарь обкома партии Григорий Васильевич Романов открыл "Смену" - на всю первую полосу "Кировец" со знаком 100 000. Открывает "Ленинградскую правду" - ничего! Ну и вставил он редактору привилегированной партийной газеты фитиль!

Чтобы первыми сообщить об этом знаменательном для города событии, пришлось подсуетиться, подзадержаться со сдачей номера. Но риск все равно, конечно, был. А вдруг бы рабочие подкачали? Стоит заметить, что непреложным правилом тогдашних газетчиков была не только высокопрофессиональная и своевременная подача материала, но и точность факта. Сегодня, когда журналистика меняется, и не всегда в лучшую сторону, этим принципом, к сожалению, часто пренебрегают. Главным стал момент сенсационности.

"Смену" называют профессиональной лабораторией. В наше время в "Смене" работал клуб "Ровесник" - клуб старшеклассников, мечтающих стать журналистами. И большинство из них стали ими. Многие сейчас работают редакторами газет. "Смена" - кузница кадров. Сейчас, какое издание ни возьми, на руководящих постах - бывшие сменовцы. Даже в 44-м году в "Комсомолку" ушел редактором редактор блокадной "Смены" Блатин. Замечательный поэт Юрий Воронов, строки которого "Нам в 43-м выдали медали и только в 45-м паспорта" стали хрестоматийными, долгое время возглавлявший "Смену", тоже ушел в "Комсомольскую правду". Так же сложилась и моя судьба.

В "Смене" существовал музей. На его создание было потрачено много сил. Была проведена большая розыскная работа, в том числе в архивах, в результате чего собрана коллекция уникальных материалов. Нам было что показать и о чем рассказать. Но в результате переездов музей прекратил свое существование, а часть коллекции утеряна. Хочется надеяться, что музей удастся возродить.

Татьяна Федорова, редактор газеты с 1981 по 1986 год:

- Тираж всегда был показателем интереса к газете. Конкуренция существовала всегда. Она заставляла журналистов постоянно быть на острие времени, чувствовать время и соответствовать ему. Газеты были не похожи одна на другую. "Смену" ни с какой другой газетой спутать было невозможно. Читатель понимал: так может писать только "Смена". Сегодня зачастую не понимаешь, какую газету ты читаешь. Все на одно лицо!

В "Смене" существовала преемственность поколений. В редакции работали люди разных возрастов: и убеленные сединами ветераны, и юная поросль, произраставшая из того же клуба "Ровесник", между которыми велся постоянный диалог, обмен мнениями.

При мне завершилось начатое Геннадием Николаевичем создание музея. И надо честно сказать: погиб он не при переездах! Его уничтожили в начале 90-х! Сбросили с корабля истории за ненадобностью. Этого удара я вынести не смогла и перестала контактировать со "Сменой". В Петербурге много журналистов, которые бережно относятся к памяти, к истории родной для них газеты, поэтому при желании музей можно восстановить. И меня очень порадовало то, что возродился интерес к газете, к ее прошлому.

"С лейкой и блокнотом..."

Профессор факультета журналистики СПбГУ Николай Волковский рассказал о "военных годах" газеты:

- "Смена" выходила и в осажденном Ленинграде. Журналисты блокадного города проявляли небывалое мужество. Вот только один пример. Мастер-стереотипер Бартемьев оставил сменщику записку: "Пошел умирать". Дома он надел чистую рубашку, лег в постель. Приходит посыльный из редакции, говорит: "Твой сменщик не вышел на работу. И не выйдет..." Бартемьев поднялся, вернулся на рабочее место. Номер был сдан вовремя. После чего Бартемьева не стало...

Но, говоря о журналистах-сменовцах военной поры, в первую очередь хочется отметить то, что главное для них было увидеть в человеке человеческое и умение показать конкретного человека. Так, рассказывая о бригадире, работающем на большом прессе на Кировском заводе, корреспондент обратил внимание читателей на то, что на тумбочке для инструмента лежала книга о приключениях американских индейцев. И сразу становилось понятно: речь идет о подростке.

А сколько раз "Смена" выступала на защиту своих читателей! Она первой вступилась за 14 - 15-летних подростков, когда с них начали удерживать налог за бездетность. По принципу: работаешь - плати! Кстати, корреспондент "Смены" Викторова писала в 1943 году, что после войны на одной из площадей города обязательно будет поставлен памятник мальчишкам и девчонкам, которые вместе со взрослыми трудились на фабриках и заводах. Нет такого памятника до сих пор!..

Рассказ коллеги дополнил доцент факультета журналистики СПбГУ Валентин Ковтун:

- Когда в самые тяжелые для города дни 42-го года возникли проблемы с бумагой и электроэнергией, "Смена" продолжала выходить - по ленинградскому радио.

Утро начинается со "Смены"

В "круглом столе" принял участие старейшина питерской журналистики Виктор Ганшин:

- Я 43 года работаю в петербургском региональном центре ИТАР-ТАСС, - сказал Виктор Иванович. - Утренний обзор всегда начинался с обязательного просмотра двух питерских газет - "Ленинградской правды" и "Смены" как наиболее оперативных и точных изданий. Потому что ТАССовские сообщения должны быть безупречны.

Выступили и герои сменовских публикаций: председатель Совета ветеранов Краснознаменного крейсера "Киров" Валентин Портнов и известный художник Дмитрий Бучкин, автор уникального блокадного - рисованного! - дневника. Дмитрий Петрович продемонстрировал присутствующим и альбом с рисунками юной ленинградки Юли Луганской, погибшей в блокаду:

- Я, как, впрочем, и все остальные сотрудники сегодняшней "Смены", за то, чтобы в новом здании был создан музей нашей с вами газеты, - сказал нынешний главный редактор "Смены" Олег Засорин. - Тем более что воссоздаваться он будет не на пустом месте. Далеко не все экспонаты во время разгрома музея оказались на помойке. Часть спасли и сохранили сотрудники "Смены" - те, кому небезразличны судьба и прошлое газеты.

Олег Засорин заверил присутствующих, что, несмотря на то, что в соответствии с требованием времени штат редакции сокращается как шагреневая кожа и не существует отдела истории, "Смена" как уделяла, так и будет уделять большое внимание материалам военно-патриотической тематики:

- Мы стараемся не идти проторенными путями. Наоборот, наши открытия часто становятся достоянием других СМИ. Написала "Смена" о том, как во время бомбежки кукла спасла жизнь девочке. Назавтра звонок из Москвы, с НТВ: "Дайте координаты! Хотим пригласить в передачу!" Очень хотелось бы, чтобы после наших выступлений откликнулись заинтересованные люди и издали уникальные блокадные рисунки Димы Бучкина, Юли Луганской. До каких пор они будут существовать в единственном экземпляре?! "Смена" не собирается ставить точку на военной теме 9 Мая, в день 60-летия Великой Победы. Рубрика "Моя война" не закрывается.