Медиановости

21 апреля 2005 18:01

Юлия Лаврова: "Темы черпаю из общения с людьми"

Власть общается с народом чаще всего опосредованно - через средства массовой информации. Предпочтение отдается новостным блокам телевидения и радио - например, мелькнуть рядом с губернатором на торжественном открытии чего-нибудь новенького... Участвовать же в аналитических программах нравится далеко не каждому чиновнику или депутату - слишком велика аудитория и непредсказуемы последствия слов, произнесенных в эфире.

Программа ГТРК "Санкт-Петербург" "Гражданское общество" известной журналистки Юлии Лавровой стала редким исключением из правил - сюда с удовольствием приходят и политики, и чиновники, и правозащитники, и представители общественных организаций. В течение 26 минут в атмосфере делового сотрудничества четырем гостям студии удается обсудить очередную болевую точку городской жизни и даже предложить варианты ее решения. В конце марта Юлия Лаврова получила вненоминационную премию конкурса "Золотое перо-2004" от Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Это ее очередная награда за вклад в развитие парламентаризма, в прошлом году ее программы были отмечены премией "Мариинская". Интервью с Юлией Лавровой наш корреспондент записала накануне монтажа очередной программы.

- Что определяет предмет дискуссии в вашей программе?

- Стараюсь обсуждать то, о чем говорят люди. И конечно же, законодательную деятельность ЗакСа. Например, недавно в первом чтении прошел законопроект о новых правилах избрания депутатов. Наверное, петербуржцы до конца еще не осознали важность этого документа, тем не менее я решила его обсудить в своей программе. Надеюсь, для многих зрителей тема стала более понятной и интересной. Честно говоря, принятый за основу законопроект мне не нравится - все 50 депутатов будут избираться по партийным спискам. Считаю, что лучше было бы иметь 100 депутатов, раз уж федеральный закон предписывает половину депутатов выбирать от партий. Но в эфире я стараюсь свое мнение оставлять при себе.

Часто темы возникают из простого общения с людьми. Помимо телевидения у меня есть также получасовое парламентское обозрение в прямом эфире на "Радио России". Люди звонят и задают вопросы, после передачи приходят письма. Тема может возникнуть даже из разговора с соседями. Например, после внесения поправок в старую городскую программу "Молодежи - доступное жилье" сосед во дворе задал мне вопрос - а в чем суть?.. В ближайшую субботу мы будем говорить об экстремизме, насколько он силен в Петербурге. Предыстория этой программы такова: как-то я познакомилась со студентом из Конго, и меня поразило, что встречи он назначает в тех местах, где чаще бывают афроамериканцы. Оказалось, они держатся вместе, потому что опасаются нападений.

- Почему вы решили делать программу с таким названием - "Гражданское общество"?

- На "5-м канале", где я работала прежде, у меня были похожие программы - "Касается всех", "Форум". А "Гражданское общество" с осени прошлого года стало продолжением программы "Достояние республики". Банальная причина для переименования: когда мы стали выходить на канале "Культура", там уже была программа с аналогичным названием. Новое название, кстати, больше соответствует цели моей программы.

- Но ведь в России, по мнению многих аналитиков, нет гражданского общества...

- Да, у нас пока имеются только зачатки гражданского общества. Мне бы очень хотелось, чтобы оно было. О гражданском обществе можно говорить тогда, когда каждый чувствует себя гражданином этого общества, извините за тавтологию. Сейчас многие люди оказались на грани выживания, стали маргиналами. Какая при этом может быть гражданственность? Гражданское самосознание появляется тогда, когда человек знает, что от него что-то в этой жизни зависит. А у нас большинство людей считают, что от них ничего не зависит. Поэтому на выборы, даже муниципальной власти, не приходят!

Моя задача - может, это высокопарно звучит - развивать гражданственность, чтобы люди понимали: на что они имеют право, какими законами можно урегулировать ту или иную проблему. Судя по письмам, которые я получаю, очень многие чувствуют себя беззащитными, и эта беззащитность зачастую кроется в незнании законов. Моя мечта - жить в обществе, где будет главенствовать закон, и перед ним все будут равны.

- Насколько искренне ведут себя собеседники в студии?

Обычные люди, мне кажется, всегда высказываются искренне. А среди политиков встречаются всякие. Думаю, зрители это замечают. Бывает, приходит депутат и начинает заявлять о своей позиции, которая почему-то не совпадает с тем, как он голосовал (я знаю, кто и как голосует, потому что бываю на всех заседаниях ЗакСа). Понятно, что это очевидная игра на публику, обычный сиюминутный популизм. И все же загонять в угол своих гостей я не люблю. Не мой стиль. Людям надо давать возможность высказаться. Кроме того, я очень уважаю петербуржцев и считаю, что они вправе сами делать выводы. Моя задача - направлять разговор, а не давить на собеседников.

- Не могу, как водится, не поинтересоваться планами на будущее.

- Буду продолжать работать в программе "Гражданское общество", но надеюсь изменить ее формат. Хочется выпускать ее в прямом эфире, чтобы люди могли звонить во время передачи, голосовать по обсуждаемому вопросу. Чтобы те, кто принимает решение, видели, что думают граждане. Развитие парламентаризма - моя цель как журналиста и гражданина. Мой личный идеал организации общества - парламентская республика. Если парламент будет слабым и неэффективным, то исполнительная власть этим обязательно воспользуется - такова природа власти.

А еще хочу построить большой дом. И заняться литературным творчеством.