Главное, чтобы в студию не проникли пьяные и сумасшедшие зрители
С каждым днем на телеэкране появляется все больше и больше разнообразных программ, в которых участвуют зрители. И если в одних роль публики ограничивается аплодисментами, то в некоторых других зрителям отводится роль полноценных участников шоу. Каким образом зрители попадают в телестудию? И по какому принципу собирается аудитория на ту или иную программу?
Заказать вам пропуск?
В советские времена телевидение было уделом небожителей. Вход посторонним был строго-настрого запрещен. Попасть в одну из телестудий "Останкино" для простого обывателя было неосуществимой мечтой. Не случайно герой фильма "Москва слезам не верит", обольщая даму, использовал в качестве беспроигрышного приема фразу: "Вы никогда не были в "Останкино"? Хотите, я выпишу вам пропуск?"
Но за последние годы отечественное телевидение перестало быть закрытой зоной. Появились десятки программ, подразумевающих присутствие зрителей в студии. Игры и ток-шоу, эксцентрические фарсы и интерактивная публицистика - все из этого ряда. И если в некоторых программах зрители являются лишь эмоциональным фоном, откликающимся аплодисментами или смехом на происходящее в студии, то в иных ток-шоу им отводится роль полноценных участников передачи.
Как стать "звездой"
На заре нового телевидения не существовало технологий "вербовки" зрителей для съемки в программе и каждая группа решала эту проблему по-своему. Скажем, редакторы программы "Тема", дабы заполнить зрительские места в студии, на первых съемках делали следующее. Отправляли два автобуса к ближайшей станции метро. Выходил человек и в мегафон объявлял: "Кто хочет принять участие в съемках телепередачи?" И некоторое время спустя кворум в студии был обеспечен. А потом слухи о времени и месте записи программы получали широкое распространение, некоторые редакции публиковали в титрах телефоны для желающих принять участие в съемках, и люди начали приходить сами.
Постепенно стали возникать ситуации, когда зрителей, желающих попасть в студию, оказывалось больше, чем посадочных мест. Пришлось использовать другие методы. "О.С.П.-студия", например, будучи на пике популярности, пригласительные билеты на съемки программы распространяла среди "своих". И счастливые обладатели билетиков, как правило, родственники и друзья, с энтузиазмом проводили в студии по 6-8, а то и 10 часов кряду, не жалея эмоций и чувствуя себя избранными.
Когда программа "Окна" начала свое триумфальное шествие по телеэкранам, зрители в студию также повалили валом - еще бы, ведь сидящие в студии могли не только лицезреть Дмитрия Нагиева в непосредственной близости, но и высказаться перед камерой, а потом увидеть свое выступление по телевизору (слава среди соседей и знакомых обеспечена!). Телефон студии разрывался от звонков. Желающих вызывали по заранее составленным спискам, и каждый мог принять участие только в одной съемке. Лишь особо отличившимся выпадала честь поучаствовать в съемках еще раз.
Профессиональные зрители
Шло время, количество "открытых" программ увеличивалось, и зритель быстро привык к досягаемости телевидения. Поток желающих начал иссякать. Перед телевизионщиками вновь встала проблема заполняемости студии. Так, съемки первых передач "Запретная зона" частенько задерживались на несколько часов по причине того, что студия была полупустой и администраторам приходилось бегать по коридорам "Останкино" и собирать зрителей, возвращающихся с записи "Большой стирки", "Поля чудес" или "Принципа домино".
Сегодня зрительское участие в съемках поставлено на поток и систематизировано. В каждой съемочной группе есть редактор по зрителям, занимающийся обеспечением аудитории в студии. Он работает со зрителями на протяжении всего съемочного процесса, подает публике условные сигналы-команды, требуя от людей в студии конкретных эмоций (аплодисменты, смех, удивление и др.). Зрители, в свою очередь, обязаны эти команды выполнять, об этом их предупреждают сразу же, как только они изъявляют желание поучаствовать в процессе. На некоторых программах используется западная система табличек, которые редактор показывает публике: "Аплодисменты", "Удивление", "Смех" и т.д.
В зависимости от тематики программы в студии подбирается соответствующий контингент. У каждого опытного редактора по зрителям есть зрительские картотеки, золотой фонд, способный обеспечить аудиторию практически на любую программу. Есть даже профессиональные зрители, кочующие с канала на канал, из программы в программу. Они активно участвуют в съемках и становятся узнаваемыми людьми. Опытные редакторы по зрителям с первого взгляда способны оценить человека. Одна из их задач - отсеять из общего потока людей агрессивных, недоброжелательных и просто сумасшедших.
А у нас Новый год
Роль зрителя в студии чрезвычайно высока. Он обязан обеспечить настроение в кадре, которое затем передастся телезрителю через экран. А в развлекательных передачах атмосфера - это 50 процентов успеха. Когда съемки затягиваются на долгие часы, не так уж и просто сохранять свежесть восприятия и радостное выражение лица. Далеко не все выдерживают экзамен на прочность. Так, во время многочасовых изнурительных съемок новогодней программы "Большая стирка" Андрей Малахов подошел к монитору отсмотреть только что записанный материал, а затем, вернувшись в студию, устроил головомойку парню, сидевшему в первом ряду: "Ты что сидишь с постным лицом! У нас Новый год, радость, веселье, публика в раже. И если ты не в состоянии поддерживать это настроение - иди домой, не порти мне кадр".
Впрочем, вышеописанная сцена для новогодних выпусков скорее исключение. Гостей новогодних программ в студию отбирают по картотеке мосфильмовской массовки, иногда приглашают студентов Института культуры. И они уже не просто зрители, а артисты массовых сцен. И за свою работу вправе рассчитывать на гонорар от 200 до 500 рублей за смену. В отличие от обычных зрителей, которые за свои многочасовые сидения в душных студиях не получают ничего, кроме морального удовлетворения.
Тамара Вихрева, профессиональная зрительница:
- В первый раз я оказалась в телестудии на программе "12 злобных зрителей". Скинула заявку на пейджер, мне позвонили, пригласили на предварительный кастинг. Я приехала, а там еще человек 25-30 таких же соискателей. Мы все заполнили анкеты, а затем кастинг-менеджер начала давать нам темы для дискуссии, а мы с энтузиазмом принялись их обсуждать. Затем пришел продюсер, посмотрел анкеты, послушал пару минут и выбрал нескольких счастливчиков. Оказывается, некоторые приходили на кастинг по второму, третьему и даже четвертому разу. Я прошла сразу. Нас строго проинструктировали по поводу одежды - не надевать черное, полосатое и зеленое (студия тогда была зеленого цвета) и назначили день съемок. Приехали мы за два часа до начала. Нас оказалось 18 человек. Продюсер снова провел кастинг и отсеял пятерых. Мне снова повезло. Затем продюсер сказал нам: "В этой студии позволено все, кроме некорректных высказываний по отношению к сексуальным меньшинствам и к представителям других национальностей". А дальше началась съемка.
А на съемках программы "О.С.П-студия", перед тем как начать запись, к публике выходили Сергей Белоголовцев и Андрей Бочаров и общались со зрителями - рассказывали анекдоты, знакомились, устраивали небольшие конкурсы. По ходу дела они объясняли, как нужно реагировать на происходящее: аплодировать после каждой законченной мысли гостя, смеяться после каждой шутки, даже если она не кажется смешной и ни в коем случае не сидеть со скучным выражением лица, потому что иначе камера это поймает и у вас не будет шансов показаться на экране. К моменту начала съемок публика уже была готова на все ради того, чтобы получилась веселая передача, а главное, каждому хотелось попасть на экран, а потому улыбались кто как мог.
Виктория Нестерова, редактор по работе со зрителями:
- У каждого канала свой принцип работы, и соответственно у каждого редактора свои методы. Одни используют принципы сетевого маркетинга, распространяя билеты среди родственников, знакомых и знакомых знакомых. Другие публикуют в титрах телефоны, по которым звонят зрители, и редакторы, ведя беседу по телефону, определяют, насколько человек адекватен и можно ли его приглашать в студию. Но так или иначе на любой программе существует негласный фейс-контроль. И ни один администратор не пропустит в студию человека подвыпившего, возбужденного или проявляющего повышенный интерес к узнаваемым персонам.
Что же касается самих персон, то контракты некоторых из них предусматривают процедуру раздачи автографов и фотографирования со зрителями по окончании съемок. А некоторые и сами не прочь отблагодарить публику за помощь в проведении съемок.