Медиановости

25 марта 2005 15:38

Совпадение Медиа-Интересов

Балтийский рынок распространения СМИ открывается для российских газет.

Вчера в Северо-Западном представительстве "Российской газеты" встретились руководители крупнейших предприятий-распространителей прессы в Санкт-Петербурге и Финляндии.

Участники круглого стола обсудили особенности рынка распространения печатных СМИ в странах Балтийского региона и обменялись мнениями о возможных путях модернизации инфраструктуры этого сектора экономики.

Интерес финских специалистов к российскому рынку прессы очевиден. По словам Калвара Кейса, директора по Международной деятельности компании Rautakirja Oy, в Финляндии этот рынок уже практически не растет. Именно поэтому крупнейший дистрибьютор Балтийского региона (Rautakirja Oy контролирует свыше 90 процентов рынка распространения в Финляндии и занимает одно из лидирующих мест на эстонском рынке) развивает свой бизнес в Восточной Европе - в Румынии и Чехии. И естественным образом рассматривает перспективы возможной работы в России.

В ходе дискуссии выявились значительные отличия в структуре рынка распространения в двух соседних государствах. Дело в том, что в Финляндии основная доля розничной продажи печатных СМИ приходится не на киоски и газетные лотки, как в России, а на распространение в супермаркетах, крупных магазинах и т. п. Да и само понятие киоск в "переводе с финского" означает "маленький", по словам Калвара Кейса, магазин, площадью до 100 квадратных метров. Помимо печатной продукции распространители привлекают читателей продажей сопутствующих товаров, лотерейных билетов и т. п. Ведь чем больше времени случайный посетитель проведет среди стендов с газетами и журналами, тем больше вероятность, что в конце концов он что-нибудь приобретет.

Постепенный переход к торговле прессой в супермаркетах произошел и в соседних прибалтийских республиках: за последние 10 лет доля продаж через сеть киосков на рынке распространения печатных СМИ со 100 процентов упала до 30 процентов в Эстонии и 40 - в Латвии и Литве. Подобное сокращение - общеевропейская, хотя и не универсальная тенденция. По словам г-на Кейса, этот бизнес становится менее доходным. Зато для супермаркетов продажа прессы, если считать прибыль на квадратный метр торговой площади, занимает одно из ведущих позиций в сравнении с другими товарами.

Участники круглого стола с российской стороны - генеральный директор ЗАО "Медиа Пресс" и член Российско-Финской торговой палаты Игорь Данилов, генеральный директор ЗАО "Нева-пресс" Ирина Васильева, генеральный директор ЗАО "Роспечать" Руслан Григорьев, генеральный директор ООО "Ника" Андрей Ковальков - согласились с мнением финского коллеги о том, что подобная реструктуризация бизнеса перспективна и в России. В то же время петербургские распространители подчеркнули, что в Северной столице не исчерпан до конца и потенциал продаж прессы через киоски. Так, если считать количество точек по торговле печатными СМИ на 1000 человек, то в Петербурге этот показатель в два раза меньше, чем в Москве и в 5-6 раз меньше, чем в Финляндии.

Участники разговора отметили также огромный потенциал для развития дистрибьюторского бизнеса. В частности, в ближайшее время прогнозируется довольно значительный рост регионального рекламного рынка СМИ и перераспределение рекламных доходов от телевидения и радио в пользу печатной прессы. Это станет серьезным стимулом и для роста рынка распространения. Как подчеркнул Калвар Кейс, за рубежом этот бизнес не имеет никакой поддержки и льгот со стороны властных структур - "это чистая коммерция". Коллеги сошлись во мнении, что постепенно такие правила работы на рынке СМИ должны сложиться и в нашей стране. Финский гость отметил также, что его очень порадовала большая заинтересованность и активность в деле продвижения печатных СМИ, которую практически единодушно продемонстрировали в ходе разговора и издатели, и распространители. А особую благодарность наш зарубежный коллега выразил "Российской газете", которая стала организатором столь интересной и полезной встречи.

Подводя итоги круглого стола, его участники договорились о продолжении разговора по конкретным вопросам предполагаемого сотрудничества. А г-н Кейс также подчеркнул принципиальную возможность направить это сотрудничество и по другую сторону границы: финский и прибалтийский рынок распространения прессы открыт для российских СМИ.