Медиановости

18 марта 2005 20:52

"Невское время" загоняют в цензурные рамки?

На днях на сайте Livejournal.com (Живой Журнал) были опубликованы материалы, поданные как служебные записки заместителя главного редактора газеты "Невское время" Виктора Николаева и редактора пятничного выпуска газеты Светланы Гаврилиной. Впрочем, к настоящему моменту ссылка работать перестала. Как следовало из текста записок, их появление связано с публикацией эксклюзивного интервью известного московского рок-барда Сергея Калугина "Время менять кожу" ("НВ" от 11.03.2005). По всей видимости, руководство газеты было недовольно этим фактом и потребовало объяснений от сотрудников газеты, принимавших участие в публикации интервью, а также от редактора пятничного выпуска Светланы Гаврилиной. Впрочем, в чем именно состоит суть недовольства, по утверждению В.Николаева, руководство четко не объяснило и конкретных претензий официально не предъявило.

- Собственно говоря, так и родились эти служебные записки: потребовали написать объяснительную, но по какому поводу писать? Претензии были несколько странные, неконкретные. Но мне кажется, что главным было его сравнение "попсы" с героином, слова по поводу комсомолят, - сообщил нам в неофициальной беседе В.Николаев. -  Как мне кажется, это послужило первопричиной, но к этому-то совсем никак не придраться, и было найдено то, к чему, теоретически, придраться можно. Но это все неподсудно, и, в общем, Калугин не нарушал никакого законодательства. Он является сторонником сильной России, это известно, и можно зайти к нему на сайт, послушать его песни, в конце концов.

На момент сдачи номера в печать Светлана Гаврилина, по информации, опубликованной в служебной записке на сайте Livejournal.com, была больна, и выпуск готовил заместитель генерального директора и главного редактора Борис Хайкин. По его словам, "большого скандала в этом нет", и это был обычный "разбор качества материала, как в любой редакции. Нормальный рабочий процесс с теми или иными степенями правильности или неправильности".

Генеральный директор и главный редактор "Невского времени" Владимир Соболев в разговоре с нами отказался комментировать эту ситуацию, обмолвившись, правда, что дело сугубо внутриредакционное, а любое разглашение внутриредакционных дел он считает неэтичным. Трудно не согласиться с этим утверждением, однако, как нам представляется, служебные записки не могли попасть во всемирную паутину без помощи сотрудников редакции, и вряд ли тот, кто это сделал (а материалы в данном пользовательском разделе Живого Журнала размещаются от имени Виктора Анатольевича Николаева), рассчитывал на то, что они останутся незамеченными.

Для В.Николаева настоящий конфликт стал "полной неожиданностью". По его словам, "раньше в газете такого не было. Безусловно, были определенные ограничения, понимаете, всегда существует некая негласная договоренность. По большому счету, в достаточно мягких формулировках мы могли писать обо всем".

- Четким критерием было то, что мы не ругаем Путина и не ругаем Матвиенко, но в этом интервью Калугин не ругает ни того, ни другого. Калугин вообще не призывает к изменению государственного строя, он, наоборот, сожалеет о том, что, по его личному и глубоко частному мнению, Россия будет развалена международными корпорациями. То есть, у него мнение достаточно консервативное, если не реакционное. Правда, он не видит в этом (развале России. – Прим. ред.) ничего страшного, но это уже второй вопрос. Не говоря уже о том, что он не политик, не состоит ни в каких партиях. В этом смысле выступавшие на наших страницах писатели, например, которые сейчас напрямую поддерживают Каспарова, как мне кажется, выражали более крайние взгляды.

На данный момент никаких санкций к Виктору Николаеву официально не применялось, и уходить журналист пока не намерен. Борис Хайкин также сообщил, что официальных документов относительно санкций относительно себя он не получал.

- По большому счету, все закончилось с публикацией. Что написано пером, топором не вырубишь, - говорит В.Николаев. - У меня не было в мыслях кого-то подставить, не было в мыслях протащить на страницы газеты точку зрения, не согласованную, скажем, с руководством. Материал я почитал достаточно невинным. Мы писали и более резко, отражали более крайние точки зрения. Например, ровно год назад мы публиковали интервью с Владимиром Буковским ("Еврокомиссары в пыльных шлемах" и "Владимир Буковский: Я живу глобально..."): там формулировки были еще более жесткие. Так что, для меня ситуация до сих пор неясна. Я понимаю, что идет какое-то "завинчивание гаек", но критерии до сих пор не сформулированы. Делаются некие намеки, о сути которых я и все остальные должны каким-то образом сами догадаться.