9 марта в московском аэропорту ''Шереметьево-1'' разбился самолет Як-40, на борту которого было пять членов экипажа и четыре пассажира. Среди пассажиров находились президент ОАО "Группа ''Альянс'' Зия Бажаев и журналист, главный редактор газеты ''Совершенно секретно'' и руководитель одноименного холдинга, Артем Боровик.
Причины катастрофы до сих пор до конца не выяснены.
В 8 ч 40 мин Як-40 при отрыве от взлетной полосы на скорости более 200 км/ч неожиданно резко накренился влево и крылом зацепил бетон взлетной полосы. Лайнер развернуло на 180°, и он рухнул приблизительно с высоты 50 м. На место трагедии сразу же прибыли спасатели, но спасти уже никого не удалось.
Самолет, принадлежащий авиакомпании ''Вологодские авиалинии'', выполнял чартерный рейс по маршруту Москва - Киев. Командир экипажа Сергей Якушкин - пилот первого класса, налетавший несколько тысяч часов, - был высокопрофессиональным, опытным летчиком. Сам же Як-40 находился в нормальном техническом состоянии и из положенных 25 лет эксплуатации отлетал только 24 года.
На борту самолета находился президент ОАО ''Группа ''Альянс'' Зия Бажаев и сопровождавшие его сотрудники компании Андрей Хичкарь и Николай Тектов. С ними также летел Артем Боровик. В последнее время Боровик и Бажаев вели переговоры о приобретении ''Альянсом'' существенной доли в капитале ''Совершенно секретно''. Они летели в Киев, что дает повод задуматься и о возможности ''нефтяного следа'' в истории с крушением Як-40. В последнее время Бажаев активно занимался реализацией украинско-казахстанского проекта по обеспечению бесперебойной работы третьего по величине на Украине Херсонского нефтеперерабатывающего комбината.
Официальный представитель ФСБ Александр Зданович дал повод рассуждать о ''чеченском следе''. В интервью РТР он заявил: ''По нашей информации, чеченские боевики пытались вынудить Бажаева платить деньги на вооружение бандформирований, в чем он им отказывал. Эти факты были зафиксированы, и в связи с этим ему поступали неоднократно угрозы''. Не менее активно обсуждается и другая версия: главной жертвой предполагаемого покушения был глава холдинга ''Совершенно секретно''.
''Журналисты холдинга ''Совершенно секретно'', занимающиеся расследованием причин авиакатастрофы, в которой 9 марта погиб Артем Боровик, считают, что авария не была случайной'', - заявила в прямом эфире радиостанции ''Эхо Москвы'' президент холдинга ''Совершенно секретно'', вдова А. Боровика Вероника Хильчевская-Боровик. Она заметила, что первоначально журналисты в своем расследовании ''пошли от обратного и решили доказать, что катастрофа была несчастным случаем'', но это не подтвердилось. По словам В. Хильчевской-Боровик, есть две версии происшедшего: использование специального жидкого мазута, который можно наносить на поверхность предмета, и тогда тот меняет свою структуру и теряет прочность, и воздействие излучения на горючее, которое также в результате меняет свою структуру.
''В пользу первой версии говорит то, что так и не было найдено одно крыло самолета, в пользу второй - то, что при падении самолета не было пожара, хотя баки с горючим были полными'', - отметила В. Хильчевская-Боровик. По данным газеты ''Московский комсомолец'' (22.12.2000), ''фатальная ошибка экипажа самолета Як-40, при крушении которого 9 марта в аэропорту ''Шереметьево'' погиб известный журналист Артем Боровик, стала причиной авиакатастрофы. Такой окончательный вывод сделали специалисты, занимавшиеся расследованием этого ЧП''.
Как сообщили газете в ЛИИ им. Громова, где до сих пор проводились исследования причин трагедии, экспертами было установлено, что срыв самолета с потока произошел на углах атаки от 14 до 15,5° из-за наличия льда на передней кромке обеих плоскостей крыла. Но даже если бы в соответствии с правилами техники безопасности самолет вовремя обработали противообледенительной жидкостью, трагедии все равно не удалось бы избежать. Это подтвердили специалисты, проводившие испытания на аналогичной модели самолета в условиях, максимально приближенных к тем, которые были во время катастрофы. Они выяснили, что были допущены нарушения Руководства по летной эксплуатации самолета. Установка закрылков и стабилизатора на углы меньше положенных правилами, а также недостаточная скорость отрыва привели к резкому увеличению угла атаки. В этой ситуации может спасти только ''экстренная отдача штурвала от себя''. Иначе происходит ''сваливание'' самолета.
Испытателям пришлось совершить десятки полетов, чтобы подтвердить это предположение. В каждом случае тестируемый самолет-шеститонник, который был подготовлен в институте специально для этих испытаний, выводился из критического положения буквально за секунду до непарируемого кренения и падения машины.
Все ранее высказывавшиеся версии о причинах гибели Артема Боровика, включая перегрузку самолета и плохую покраску (его перекрашивали аж 7 раз), не нашли своего подтверждения во время испытаний.
Почему профессиональный пилот допустил роковую ошибку, в результате которой погибли девять человек, остается только догадываться.
Родственники и коллеги считают результаты экспертизы неверными.