Полезное
/ Теория и практика

17 мая 2004 13:23

Курс радиотелевизионной журналистики

Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики: Учеб. пособие / Т.В.Васильева и др; под ред. С.Ю.Агапитовой и Е.П. Почкай . – СПб.: Специальная Литература, 2004. – 288 с., 32 илл. –ISBN 5-2263-00236-Х

Авторы книги – Владимир  Георгиевич Осинский, Татьяна Викторовна Васильева, Геннадий Николаевич Петров - доценты кафедры радио и телевидения факультета журналистики СПбГУ. Долгое время ведут семинарские занятия и читают курсы лекций по теории и практике радиотелевизионной журналистики. Участвовали в создании ленинградской – петербургской школы телерадиоведущих.

Г.Н.Петров – автор монографии "Телевизионная драматургия", в которой рассказываются секреты ТВ-зрелища. Осинский В.Г. – действительный член Международной академии информатизации, автор серии  работ о телекино. Т.В. Васильева – исследователь радиопублицистики и один из руководителей масс-медиа центра, где можно получить второе высшее – журналистское образование – и совершенствовать профессиональное мастерство. Их воспитанники трудятся в редакциях и на студиях, а также в университетах – на факультетах и отделениях журналистики – по всей России, в странах дальнего и ближнего зарубежья.

Книга этих авторов является одновременно и учебником радиотелевизионной журналистики, и аналитическим изданием, где критически осмысливается сегодняшнее состояние электронной журналистики.

Новая эпоха потребовала нового языка общения с аудиторией, новых выразительных форм. Авторы тщательно фиксируют эти явления и пристально наблюдают за новациями в радиотелевизионном производстве. Вскрываются закономерности, связанные не только с внедрением новейших технологий в информационную сферу, но и изменениями самой теле- и радиопродукции, ее творческими составляющими.

Формообразующие и выразительные средства вещания, приемы и методы, творческие проблемы радиотелевизионной публицистики рассматриваются на примерах популярных аналитических и художественно-публицистических программ, в контексте эволюции наиболее востребованных, закрепившихся в практике СМИ жанров.

Есть в книге главы, посвященные  серьезному разговору о  новейших жанровых приобретениях. Определяя сущность ток-шоу, реалити-шоу, игр "зазеркалья", авторы опираются не на сиюминутный рейтинг, а на определение их долгосрочной культурологической перспективы; подчеркивают общий негативный "флер" сегодняшних ток-шоу.

Авторы старались провести виртуального читателя по всем ипостасям журналистской деятельности на радио и телевидении, - от редактора до режиссера-документалиста, от корреспондента до менеджера-руководителя, от репортера до ди-джея. Они много размышляют о роли ведущих на радио и ТВ их имидже. Даются характеристики "звездам" телеэкрана, профессионально оценивается работа каждого ведущего, досконально просчитываются все их промахи и творческие находки.

Авторы тесно связывают историю с современностью, находят жанровые истоки, указывают на  первородство той или иной формы вещания. Историческая часть книги подкреплена огромным количеством уникальных фотографий, предоставленных фондами Музея ТВ, и  ставших поистине раритетными. Архивные фотографии не просто иллюстрации. На них запечатлены не только знаковые сегодня на экране и у микрофона фигуры – Светлана Агапитова, Марианна Баконина, Андрей Радин, Михаил Великосельский, Иннокентий Иванов, но и уже ставшие легендой творцы эфира прежних лет Виталий Вишневский, Елена Колаярова, Леонид Петров, Нелли Широких, Валентина Дроздовская.

Говоря о традициях и  преемственности, авторы ведут отсчет от первых передач довоенного ОЛТЦ (Опытного Ленинградского телевизионного центра), героических фронтовых репортажей, информационных выпусков блокадного радио до современных теле- и радиопрограмм. Книга убеждает, что традиции не умирают.

Учебник оригинально оформлен. Широкие поля страниц заполнены. На полях книги - изречения теоретиков, медиакритиков, журналистов, писателей  и других известных лиц; здесь представлены важные факты из истории электронных средств массовой информации и характеристики известных телеведущих. Книга  снабжена  солидным справочным аппаратом и обширной библиографией.

Основной тезис книги: "какое телевидение – такое и общество". В этом подходе несравненно больше конструктивности, социального оптимизма и профессиональной ответственности, чем в расхожем суждении: "каково общество, таково и телевидение".

Можно смело утверждать, что это самая яркая книга об  эфирной публицистике, вышедшая за последние годы.


Другие материалы рубрики "Теория и практика"