26 апреля топливные операторы Петербурга, входящие в состав Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, обратились в МАП и прокуратуру с жалобой на решение горадминистрации предоставить "ЛУКОЙЛу" 60 участков под строительство АЗС. Нефтетрейдеры посчитали действия губернатора Матвиенко нарушением федерального земельного и антимонопольного законодательства, предусматривающего проведение торгов при предоставлении земельных участков под строительство.
Владельцы местных АЗС обратились к губернатору с просьбой разъяснить ситуацию и предоставить им адресный перечень участков, которые планируется передать "ЛУКОЙЛу". Якобы этой компании достались пятна, которые, согласно требованиям инвестиционно-тендерной комиссии, участники Нефтяного клуба Петербурга разрабатывали для себя. Таких участков в городе осталось немного, на торгах они пользуются большим спросом и продаются за более высокую цену, чем та, которую заплатил за них "ЛУКОЙЛ".
В целом действия властей дали повод для резкой критики. Более того, анализ СМИ показывает, что в ряде изданий ("Смена", "Известия", "МК в Питере" и пр.) размещаются заказные материалы, жестко критикующие городскую администрацию. Сторонники Нефтяного клуба нагнетают скандальную ситуацию, пытаясь привлечь на свою сторону других бизнес-операторов Петербурга. Смольному вменяется в вину открытый отказ от собственных обещаний. В представлении групп, недовольных развитием ситуации на топливном рынке, губернатор, пообещав участникам рынка равноправие, продолжает действовать как его предшественник, выделявший землю целевым назначением. Стоит отметить, что именно за это предшественник подвергался критике со стороны Валентины Матвиенко. Отличие только в том, что Яковлев делал это для "своих", а теперь рынок отдается "чужим", московским, компаниям. Уже прозвучало мнение о странности поведения губернатора, и вполне можно ожидать обвинения в наличии у первого лица города коммерческих или иных интересов.
Попытки Смольного исправить положение и остановить развитие конфликта на этой неделе оказались безуспешны. Лишь через четыре дня после объявления о передаче земли "ЛУКОЙЛу", в понедельник, 26 апреля, Смольный попытался сгладить ситуацию. Администрация пообещала выставить до конца мая на аукцион около 30 полностью подготовленных для строительства АЗС участков. Однако заявление опоздало как минимум на три дня, которые оппоненты использовали для раздувания скандала.
Если в пятницу, 23 апреля, некоторые СМИ с оптимизмом говорили о том, что "ЛУКОЙЛ" взял на себя огромное количество обязательств по отношению к городу, то в понедельник такие публикации сменились подсчетами, из которых следовало, что губернатор отдала участки задешево. По информации, распространенной в печатных и электронных СМИ, участки достались "ЛУКОЙЛу" всего по $300 тыс., тогда как на торгах город за них выручил бы как минимум по $400 тыс.
Ситуацию еще более усугубили слова вице-губернатора Михаила Осеевского о том, что "участки и далее будут выделяться прямым назначением вперед и с песней". Согласно его заявлению от 23 апреля, предложение о сотрудничестве было сделано практически всем крупнейшим вертикально интегрированным компаниям. На очереди - "Сибнефть", "Славнефть" и "Татнефть". Договоры уже разрабатываются, переговоры ведутся, и первые результаты обещаны уже в мае. Город готов предоставить под строительство АЗС еще 250 участков. Между тем в условиях сложившейся на рынке ситуации, активизировались слухи о том, что в Петербурге больше нет свободных пятен под строительство АЗС.
Дальнейшие действия оппонентов доказывают, что начата планомерная кампания по дискредитации соглашения Смольного с "ЛУКОЙЛом". Так, 28 апреля стало известно, что ПТК приобрела три участка на торгах. За один из участков в результате тендера компания заплатила $800 тыс., за другой - $724 тыс. Заметим, что эти участки нефтетрейдер приобрел не в городе, а в Ленобласти, где земля, как правило, дешевле. Кроме того, на торгах за эти участки боролись 4 компании, две из них - "Шелл-АЗС" и компания-победитель ПТК, о двух других пресса заведомо умолчала. Вероятно, двумя другими компаниями были участницы Нефтяного клуба: "Балт-Трейд" (та часть, которая контролируется ПТК) и "Несте". Тут же пресса распространяет комментарий: "В Нефтяном клубе Петербурга считают, что это еще раз подтверждает утверждение о том, что через торги земля уходит намного дороже, чем по целевому назначению". Новость и комментарии к ней распространяются Агентством журналистских расследований, давно известным своими дружественными связями с акционерами Петербургской топливной компании. Заметим, что торги 28 апреля были организованы КУГИ Ленобласти, возглавляемым Александром Дрозденко. Сам Дрозденко известен своей дружбой с представителями нефтяного бизнеса региона. На его двоюродного брата зарегистрирована Кингисеппская топливная компания (КТК), которая в 2003 году неожиданно вместе с ПТК выиграла тендер на поставку топлива "Пассажиравтотрансу".
Сегодня уже можно констатировать, что в ходе последних двух недель Смольный оказался в состоянии конфликта с крупной бизнес-структурой Петербурга. Этот конфликт может стать затяжным, поскольку по мере развития в Петербурге своего бизнеса "ЛУКОЙЛ" станет конкурентом номер один для фаворитки прежней администрации – ПТК (29% рынка).
В ближайшее время стоит ожидать развития атаки со стороны ПТК и ангажированного компанией Нефтяного клуба Санкт-Петербурга. (Президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин традиционно является выразителем интересов ПТК. Его жена, Людмила Ашихмина, является главным бухгалтером ЗАО "ПТК".) Кроме того, у самого Ашихмина имеются собственные счеты с "ЛУКОЙЛом". До 1999 года он возглавлял сеть АЗС "Восход". Эту сеть, состоявшую из 8 АЗС, поглотил "ЛУКОЙЛ", не пригласив Ашихмина к себе на работу.
Со стороны ПТК в вину губернатору может ставиться не просто лоббистский сговор с крупнейшим российским ВИНКом, но и связь с компанией, имеющей неоднозначную репутацию: например, в некоторых кругах руководство "ЛУКОЙЛа" связывают с ворами в законе, управляемыми "папой Аликом Первым", а саму компанию принято считать коррумпированной.
Также местные операторы могут использовать еще один аргумент против союза администрации и "ЛУКОЙЛа". В прессе может быть высказано мнение, что наличие на рынке ВИНКов еще не является гарантией поставок на рынок Петербурга топлива по невысокой цене, как это обещала губернатор Петербурга. К примеру, рынок Москвы поделен между несколькими вертикально интегрированными компаниями, однако работа ВИНКов в городе не дает мегаполису дешевого топлива. По данным из открытых источников, в последние две недели бензин в Москве подорожал более чем на 4%, хотя в целом по России цены растут не так быстро. Аналитики предсказывают, что рост цен на бензин в Москве продолжится, и дают понять, что цены в преддверии дачного сезона и сельхозработ поднимают сами крупные игроки. Также одной из причин роста цен называется единовременная остановка на профилактический ремонт части мощностей на нескольких НПЗ ВИНКов.
Наконец, по слухам, продолжаются попытки топливных операторов вовлечь в противостояние других бизнес-операторов. По некоторым предположениям, есть шанс, что к нефтетрейдерам могут присоединиться недовольные правительством Матвиенко петербургские строители.